Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Уроки

Урок русского языка «Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже»
[ · Скачать удаленно (65 kb) ] 10.05.2014, 21:40

Урок русского языка в 4-ом классе по теме «Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже».

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока: Ознакомить с правописанием безударных падежных окончаний имён существительных в творительном падеже.

Развивать умения применять правило. Воспитывать навыки самостоятельной работы, навыки культурного поведения.

Задачи урока: создать условия для: раскрытия особенностей правописания безударных окончаний имён существительных в творительном падеже; совершенствования правописания безударных падежных окончаний имён существительных; развития навыков орфографической зоркости (все изученные орфограммы), развития умения строить учебную деятельность и объективно оценивать свою деятельность; воспитания навыков самостоятельной работы, навыков работы в парах. Воспитание общечеловеческих качеств: уважение, терпение, наблюдение.

Методы и приёмы: диалогические, исследовательские, наглядные, практические.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Оборудование: • таблица вопросов, предлогов, и окончаний творительного падежа; (у каждого ученика)

• показ слайдов на мультимедийном устройстве;

• карточки с заданием; контрольный вопрос.

• учебник «Русский язык».

Ход урока

I. Организационный момент Проверьте готовность.

Ручки, книжка и тетрадка

Всё у вас лежит в порядке.

Садитесь.

- Ребята, задача нашего урока открытие новых знаний. Я уверена, что они пригодятся вам в дальнейшей учёбе, вы будете грамотнее. Итак, в добрый путь!

II. Минутка чистописания - Открываем тетради, запишите число, «классная работа».

Слайд 1. - Для минутки чистописания мы возьмём безударную гласную из корня пятёрка, суффикс из слова работаю, приставку из слова узнаю, окончание из слова узнаю. (я,а,у,ю)

- Почему в задании встретились слова узнаю, работаю, пятёрка? (мы узнаём что- то новое и будем работать на «5»).

Над какой темой мы работаем уже несколько уроков? (падежи, безударные падежные окончания). Давайте вспомним падежи. Просклоняйте слово берёза. (Слайд 2) А что вы знаете о слове берёза? Поэтому следующий этап нашего урока – словарная работа.

3. Словарная работа. - Запишите слова в два столбика. (Слайд 3) Пейзаж, алмаз, дорожка, едкий, жемчуг. Рисунок, аллея, берёза, окраина, тянулись, явление, госпожа, аромат.

- Что объединяет слова 1 столбика? (орфограмма - парный согласный)

- Какое слово может быть лишним? (едкий – прилагательное)

- Какое лишнее слово во втором столбике? Почему? (тянулись – глагол)

- Выделите карандашом в столбиках первые буквы слов. Какие слова у вас получились?

Падеж - работяга Кто такой работяга? (слайд 4)

4. Постановка проблемного вопроса.

- Какие вопросы у вас возникли?

- Какой падеж взял себе такой псевдоним?

- Почему его так назвали?

5. Поиск решения проблемы.

- Чтобы найти ответы на ваши вопросы, я предлагаю записать ассоциативный ряд к слову работяга. (на доске: труд работа творить)

Падеж - работяга?

- По какому слову вы догадались, что так называют творительный падеж? Творить

- А почему этот падеж назвали «творительным», вы узнаете из статьи, которую написал Лев Успенский.

(слайд) "Творительный" падеж очень часто используется, когда говорят о том орудии, которым что-то делают, творят: рубят топором, болтают языком, работают руками. Очень подходящее название, - недаром в других языках сходный падеж так и зовут: "инструментальный", "орудийный".

- Итак, почему же творительный падеж оказался самым трудолюбивым среди всех падежей? Существительные в творительном падеже обозначают предметы, которыми выполняют работу

- С тем, - заявил Творительный, Я только лишь в ладу, Кто очень уважительно относится к труду. - Труд учеников – учёба в школе и дома - Орудия учеников – ручка, карандаш, линейка, кисточка. В Т.п. – пишем (чем?) ручкой, чертим (чем?) карандашом.

6. Формулирование темы и цели урока. – Кто готов сформулировать тему нашего урока? “Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в творительном падеже”.(слайд) - И задача наша на этом уроке: Расширить знания об особенностях творительного падежа. (Слайд)

Запишите тему урока: Творительный падеж. (инструменты – шторка)

7. Работа над новой темой: Послушайте сказку (Слайд со словами)

- «Жил-был Король. У него было две дочери – принцессы. И как-то раз решили они отправиться в зоопарк, который находился около дворца. Сначала принцессы любовались слоном , потом зеброй, медведем. И вот они подошли к террариуму и стали разглядывать его обитателей.

- Ребята, а кого они могли там увидеть? (Змею, ужа, удава, крокодила…) Старшая принцесса просунула руку в террариум. Король сначала восхитился смелостью дочери. Но вдруг она погладила ужа. Король от страха закричал: «Это хорошо, что сейчас ты встретилась с ужом». - Почему хорошо? (Потому что уж не ядовит.) «Будь умницей, отойди от террариума, а я угощу тебя вкусной сливой». Младшая принцесса в это время стояла за елью, потому что она очень боялась змей. Король повел принцесс домой и обещал осенью пойти с ними в цирк».

- Вот такая сказка. Прочитайте на экране имена существительные.

- Что вы заметили? (Они стоят в форме творительного падежа.)

- На какие 3 группы мы можем разбить эти слова? (Имена существительные 1, 2, 3-го склонения.) - Спишем эти существительные в три столбика по склонениям, выделяя окончания в свою тетрадь. 1 скл. 2 скл. 3 скл. зеброй слоном смелостью сливой медведем елью умницей ужом осенью Проверим. Слайд. - Ребята, сделайте сами вывод о том, какие окончания пишутся у имен существительных в творительном падеже. Заполните таблицу. Таблица (у каждого на парте) 1 скл. 2 скл. 3 скл. -ой -ом -ю -ей -ем Что нужно сделать, чтобы правильно написать окончания в творительном падеже?

8. ФИЗМИНУТКА - Я буду называть существительные, если существительное 1-го склонения – вы приседаете, 2-го – прыгаете, 3-го - хлопаете в ладоши. Конь, солнце печь сын земля, отец платье книга сын дача парта тетрадь дочь мышь ручка день Алла окно тишь печенье

9. Работа с учебником с. 108, прочитайте самостоятельно. « Что мы узнали о творительном падеже » - На какие вопросы отвечают имена существительные в творительном падеже?

- С какими предлогами употребляются имена существительные в творительном падеже?

- какое вспомогательное слово помогает узнать, что речь идёт о творительном падеже?

- Роль в предложении?

- Какие окончания имеют существительные творительного падежа в 1 скл., 2 скл., 3 скл.?

10. Работа в парах (на листочках) Записать, определить склонение, падеж, выделить окончание. Пришла (с чем?) с метель… Занесло (чем?) снег … Украсила (чем?) серебр… Укрыла (чем?) ковр… Летел (над чем?) над лес… Любовались (чем?) снежинк… Играть (с кем?) с Тан… Проверка - Как поступили, чтобы правильно определить безударные окончания существительных?

11. Игра «Где искать» Запишите ответ, определите окончание, склонение, падеж. Где искать школьника? Под чем искать жёлуди,? Под чем искать еловые шишки? Где искать щенка? Под чем искать дом? Где искать клад? Где искать добро? В школе (1 скл. П.п.), под дубом, под елью, в конуре(1 скл.,П.п) под крышей, в земле (1скл.,П.п.) в человеке (1скл.,П.п.). Назовите имена существительные в Т.п. Остальные слова какого падежа?

12. Контроль и самопроверка знаний.

Тест 1.

На какие вопросы отвечают имена суще¬ствительные в творительном падеже? A) О КОМ? О ЧЁМ? Б) КЕМ? ЧЕМ? B) КОГО? ЧТО?

2. С какими предлогами употребляются имена существительные в творительном падеже? A) в, на, за, под, через, про, сквозь Б) с, за, под, перед, над B) с, от, до, из, без, у, для, около

3. Каким членом предложения являются имена существительные в творительном падеже? А) Главным. Б) Второстепенным.

4. Какие окончания у имён существительных в творительном падеже 2-го склонения? A) -ОМ, - ЕМ Б) - Ю B) -ОЙ, - ЕЙ

5. Какие окончания у имён существительных в творительном падеже 3-го склонения? A) -ОМ, -ЕМ Б) -Ю B) -ОМ, -ЕМ

6. Какие окончания у имён существительных 1 -го склонения в творительном падеже? A) -ОМ, - ЕМ Б) -Ю B) -ОЙ, - ЕЙ

7* В окончаниях каких слов пишется буква О? A) с учител.м Б) над город.м В) с друг.м Г) за товарищ.м Д) над крыш.й Е) с дедушк.й Самопроверка (по ключу: он на парте)

13. Рефлексия. - Какую задачу мы ставили перед собой? - Что же мы узнали на уроке? - Что вам понравилось сегодня на уроке?

14. Домашнее задание, инструктаж по её выполнению. с. 108 сведения, упр. 213

Категория: Уроки | Добавил: NATASCHA60 | Теги: русский язык 4 класс, безударные окончания существительны
Просмотров: 2048 | Загрузок: 304 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0