С 20 по 27 октября 2014 года в МКОУ «Лахденпохская СОШ» в 1 – 4 классах согласно плану работы школьного методического объединения учителей начальных классов проходила декада русского языка, посвящённая Году русского языка.
Проведение декады русского языка в начальной школе было направлено на развитие интеллектуальных, эмоциональных и творческих способностей учащихся на основе деятельностного подхода к обучению.
Цель проведения декады: создание интеллектуальной среды, позволяющей определить уровень владения учениками следующими компетентностями:
- информационной: умение работать со справочниками в поисках необходимых знаний;
- познавательной: творческое решение практических задач;
- коммуникативной: владение монологической и диалоговой речью, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;
- рефлексивной: владение умениями совместной деятельности, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, владение навыками контроля и оценки своей деятельности.
Для достижения поставленной цели реализованы следующие задачи.
Задачи проведения декады
- расширить, углубить и дополнить языковые знания, умения, получаемые учащимися на уроках русского языка
- развивать умение решать нестандартные задачи в области русского языка
- повысить уровень мотивации к изучаемому предмету
- развивать познавательные универсальные учебные действия: находить необходимую информацию в книгах, словарях, энциклопедиях
- выявлять одарённых в лингвистическом отношении учащихся
- развивать творческие способности учеников начальной школы
- развитие ораторского искусства.
Для педагогов:
- выявление оптимальных средств, методов, форм взаимодействия педагога и ребёнка, способствующих развитию интеллектуальных и творческих способностей младших школьников в учебной и внеурочной деятельности.
- взаимопосещения уроков русского языка, соответствующих требованиям ФГОС НОО.
- провести в каждом классе мероприятия, содействующие развитию познавательной деятельности учащихся
План проведения декады
дата |
мероприятие |
ответственные |
20 октября |
Линейка открытия Конкурс «Золотое перо» |
4 «г» класс Учителя 2 – 4 классов |
21 октября |
Конкурс «Грамотей» |
Учителя 2 – 4 классов |
22 октября |
Конкурс «Словарик» |
Учителя 2 – 4 классов |
23 октября |
Внеклассные мероприятия |
Учителя 2 – 3 классов |
24 октября |
Турнир «Знатоки русского языка» |
Учителя 4 классов, Кондукторова С.А. |
27 октября |
Закрытие декады русского языка Награждение победителей конкурсов, учителей за помощь в организации и проведении декады |
4 «В» класс Руководитель МО Билявская Н.В. |
20. 10. 14 проводился конкурс «Золотое перо», который позволил выявить учащихся с навыками безошибочного списывания высказываний великих русских писателей о русском языке и правильного каллиграфического почерка. Победители - 57 учеников – 23 % учащихся 2 – 4 классов.
2 а |
2 б |
2 в |
3 а |
3 б |
3 в |
4 а |
4 б |
4 в |
4 г |
19 % |
23 % |
15 % |
20 % |
25 % |
28 % |
17 % |
9 % |
38 % |
27 % |
Проанализировав работы учащихся 2 – 4 классов, предлагаем проводить минутки чистописания на каждом уроке.
21. 10. 14 во 2 – 4 классах проведён конкурс «Грамотей», в котором проверялось знание орфограмм русского языка. Учащиеся 2 – 4 классов выполняли задание «Вставь пропущенную букву». Правильно выполнили задание и победили 58 учеников – 24 % учащихся 2 – 4 классов.
2 а |
2 б |
2 в |
3 а |
3 б |
3 в |
4 а |
4 б |
4 в |
4 г |
22% |
31 % |
38% |
36 % |
35 % |
24 % |
13 % |
0 % |
24 % |
8 % |
Работа по формированию орфографических умений должна проводиться на каждом уроке русского языка в форме орфографических пятиминуток, заданий «Вставь пропущенные орфограммы», «Пропусти изученные орфограммы» и т.д.
Одним из важных направлений в работе учителя является работа со словарными словами, поэтому 22. 10. 14 во 2-4 классах был проведен конкурс «Словарик». Проверялось знание слов с непроверяемыми написаниями. Победителями стали 70 учеников - 29 % учащихся 2 – 4 классов.
2 а |
2 б |
2 в |
3 а |
3 б |
3 в |
4 а |
4 б |
4 в |
4 г |
22% |
38 % |
38% |
20 % |
25 % |
36 % |
17 % |
4 % |
33 % |
27 % |
Учителям 2 - 4 классов рекомендуется использовать разнообразные формы работы при изучении словарных слов, включать в работу разные виды диктантов: выборочные, комбинированные, зрительные, цифровые, буквенные, слуховые, творческие, лексические, этимологические, с фразеологическими оборотами и другие.
Победители конкурсов «Золотое перо», «Грамотей», «Словарик»
классы |
Конкурс «Золотое перо» |
Конкурс «Грамотей» |
Конкурс «Словарик» |
2 а |
|
|
|
|
19 % |
22 % |
22 % |
2б |
|
|
|
23 % |
31 % |
38 % |
|
2 в |
|
|
|
15 % |
38 % |
38 % |
|
3 а |
|
|
|
20 % |
36 % |
20 % |
|
3 б |
|
|
|
|
25 % |
35 % |
25 % |
3 в |
|
|
|
28 % |
24 % |
36 % |
|
4 а |
|
|
|
17 % |
13 % |
17 % |
|
4 б |
|
- |
|
9 % |
0 % |
4, 5 % |
|
4 в |
|
|
|
38 % |
24 % |
33 % |
|
4 г |
|
|
|
|
27 % |
8 % |
27 % |
3, 5 |
|
1.Суднишников А. 2.Несина Е.
|
|
33 % |
33 % |
33 % |
|
7,8,9 |
|
|
|
Итого |
58 учеников – 24 % |
57 учеников – 23 % |
70 учеников – 29 % |
В рамках декады русского языка были организованы взаимопосещения уроков русского языка.
Класс, учитель |
Тема урока |
Дата |
Количество посетивших |
2 «а» Степаненко В.И. |
Наблюдения над словами – признаками. |
22. 10. 14 |
1. Лапытько Г.Э. 2. Михина Л.П. 3. Яковлева Е.В. 4. Нуйя Л.А. 5.Ферапонтова О.И. |
2 «б» Михина Л.П. |
Буквосочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк, чн, щн. |
23. 10. 14 |
1.Билявская Н.В. 2. Лапытько Г.Э. 3. Ферапонтова О.И. 4.Коновалова А.Н. |
2 «в» Танаева Л.Н. |
Буквосочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк, чн, щн. |
23. 10. 14 |
1. Кондукторова С.А. 2. Нуйя Л.А. |
3 «а» Дроздюк И.Н. |
Упражнения в написании букв безударных гласных в корне слова |
21. 10. 14 |
1.Билявская Н.В. 2. Нуйя Л.А. 3. Лапытько Г.Э. 4. Яковлева Е.В. 5. Куйкина Т.А. |
3 «б» Яковлева Е.В. |
Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне. |
21. 10. 14 |
1.Билявская Н.В. 2. Нуйя Л.А. 3. Илясова И.Н. 4. Куйкина Т.А.
|
3 «в» Билявская Н.В. |
Правописание проверяемых букв согласных в корне слова |
20. 10 14 |
1. Яковлева Е.В. 2. Дроздюк И.Н. 3.Кондукторова С.А. 4.Марченко И.В. 5. Легина Т.Н. |
4 «а» Никифорова Л.В. |
Однородные члены предложения |
23. 10. 14 |
1.Билявская Н.В. 2. Куйкина Т.А. |
4 «б» Носырина Т.П. |
Главные члены предложения |
30. 10. 14 |
1.Кондукторова С.А. 2. Степаненко В.И. 3. Илясова И.Н. |
4 «в» Нуйя Л.А. |
Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами с союзами и, а, но. |
22. 10. 14 |
1.Билявская Н.В. 2. Степаненко В.И. 3. Яковлева Е.В.
|
4 «г» Куйкина Т.А. |
Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами с союзами и, а, но. |
22. 10. 14 |
1.Билявская Н.В. 2. Кондукторова С.А. 3. Яковлева Е.В. 4.Сурикова Е.С. 5. Мясникова С.В.
|
Открытые уроки русского языка были проанализированы на заседании методического объединения учителей начальных классов 28. 10. 14. Было отмечено, что все учителя 2 – 4 классов спланировали и провели уроки русского языка в соответствии с требованиями ФГОС НОО:
- Формулирование темы урока учащимися:
а) с помощью постановки проблемы (2, 3 кл.)
б) с помощью ключевых слов (3, 4 кл.)
- Учащиеся учатся планировать свою деятельность: работа по алгоритму
- Развитие речевых, орфографических, синтаксических умений на уроках осуществлялось с использованием различных форм и приёмов работы:
А) письмо по памяти
Б) выборочное списывание
В) свободныё диктант
Г) найти в литературном произведении слова на изученные орфограммы
- Учащиеся показали умения находить информацию в учебнике, формулировать правила подбора проверочных слов (3 кл.)
- Учащиеся четвёртых классов обосновывают свою точку зрения при постановке запятых в сложных предложениях и в простых с однородными членами предложения.
- Учителя умело используют работу с интерактивной доской:
А) на этапе актуализации (Нуйя Л.А.)
Б) работа со словарными словами (Куйкина Т.А.)
В) развитие умений – применение знания (Яковлева Е.В.)
- Проведены уроки обобщения и закрепления материала (3 «в», 4 «в», 4 «г»), урок – путешествие (2 «б»),
- На уроках были организованы работа в парах (3 «а», 3 «б», 3 «в», 4 «в», 4 «г»), групповая работа (3 «в», 4 «а», 4 «в»).
- Применялись технологии проблемно – диалогового обучения, здоровьесберегающие технологии, информационно – коммуникативного обучения, театральная педагогика.
- Рефлексия как один из важнейших этапов современного урока очень важна. На уроках русского языка учителя показали различные виды рефлексии:
А) отмечают смайликами своё отношение к работе на данной станции в билете во время путешествия (2 «б»)
Б) «закончи предложение» (3 «в»)
В) сигнальными карточками различных цветов (2 «в»)
Г) самооценка
- Осуществлялись метапредметные связи с уроками литературного чтения, окружающего мира.
Проблемы, над которыми предстоит работать учителям начальных классов по совершенствованию методики уроков русского языка:
- Дифференциация обучения (работа с учащимися ОВЗ)
- Соблюдение объёма письменных работ в рабочих тетрадях согласно нормативу, соответствующему каждому классу
- Отсутствие на уроках приёмов обратной связи при изучении орфограмм во 2 - 3 классах (сигнальных карточек, вееров с буквами)
- Грамотное использование терминологии (орфограмма – буква безударного гласного)
- При изучении нового материала необходимо использование классной доски для правильного воспроизведения образца графической записи, т.к. учащиеся с ОВЗ нуждаются в зрительном воспроизведении записей.
- Рекомендуется рассмотреть применение на уроках русского языка технологию оценивания образовательных достижений учащихся, новые приёмы по формированию орфографической зоркости учащихся
Школьники смогли раскрыться и реализовать свои творческие возможности и умение сотрудничать со сверстниками. Согласно плану проведения декады были организованы внеклассные мероприятия по классам.
Класс, учитель |
Тема внеклассного мероприятия |
Дата |
2 «а» Степаненко В.И. |
Путешествие в мир имён |
23. 10. 14 |
2 «б» Михина Л.П. |
Турнир знатоков русского языка |
22. 10. 14 |
2 «в» Танаева Л.Н. |
Турнир знатоков русского языка |
22. 10. 14 |
3 «а» Дроздюк И.Н. |
Путешествие в страну Грамматика |
21. 10. 14 |
3 «б» Яковлева Е.В. |
Своя игра |
23. 10. 14 |
3 «в» Билявская Н.В. |
КВН по русскому языку |
24. 10 14 |
4 «а» Никифорова Л.В. |
Сказка «Фразеологизмы» (показали во 2 – 4 классах) |
22 – 23 . 10. 14 |
4 «б» Носырина Т.П. |
Фразеологизмы в нашей речи |
30. 10. 14 |
4 «в» Нуйя Л.А. |
Фразеологизмы в нашей речи |
22. 10. 14 |
4 «г» Мясникова С.В. |
Фразеологизмы в нашей речи |
22. 10. 14 |
4 «а», 4 «б», 4 «в», 4 «г» |
Турнир знатоков русского языка (команды) |
24. 10. 14 |
Все мероприятия были интересные по форме и содержанию. В каждом классе занятия были увлекательные, красочные. Учащиеся с удовольствием выполняли разнообразные задания, давали чёткие обдуманные ответы, узнали много полезного и интересного.
Выводы:
- В течение декады с 20 по 27 октября 2014 – 2015 учебного года учащиеся 1- 4 классов принимали активное участие в конкурсах, играх, проходивших в рамках Декады русского языка в начальной школе.
- Мероприятиями было охвачено 100 % учащихся начальной школы. Для проведения декады был составлен план мероприятий, который был представлен на стенде. Декада по русскому языку прошла организованно, в соответствии с целью и задачами, поставленными перед началом её проведения. Каждый день декады максимально заинтересовывал учащихся и вводил в активную работу, создавая условия для нравственного, интеллектуального и эмоционального самовыражения школьника.
- Конкурсы «Золотое перо», «Грамотей», «Словарик» выявили победителей во всех классах.
- Ежедневно по итогам дня декады вывешивались лучшие работы учащихся каждого класса.
- Каждому классу на линейке закрытия были вручены грамоты победителей и призёров конкурсов:
- Победители конкурса «Золотое перо» - 2 «а», 2 «б», 3 «б», 3 «в», 4 «в», 4 «г»
- Победители конкурса «Грамотей» - 2 «а», 2 «б», 2 «в», 3 «а», 3 «б», 4 «в»,
- Победители конкурса «Словарик» - 2 «б», 2 «в», 3 «б», 3 «в», 4 «в», 4 «г»
- Участники конкурса «Золотое перо» - 2 «в», 3 «а», 4 «а», 4 «б»
- Участники конкурса «Словарик» - 2 «а», 3 «а», 4 «а», 4 «б»
- Турнир «Знатоки русского языка» (4 «г» - I место, 4 «в» - II место, 4 «б» - III место, 4 «а» - IV место)
Учителям вручены благодарственные письма за хорошую организацию и проведение декады русского языка, посвящённой Году русского языка.