Рекомендации к составлению самоанализа результатов профессиональной деятельности педагогических работников
Структура самоанализа
- Титульный лист – оформляется на отдельной странице (Приложение 1).
Частые ошибки: отсутствие титульного листа, неправильное или неполное наименование образовательного учреждения, отсутствие наименования муниципального район/городского округа.
- Информационная справка или визитная карточка педагога, которая может включать:
- сведения об образовании,
- стаж работы аттестуемого,
- специфика образовательного учреждения,
- характеристика контингента учащихся, воспитанников,
- объем учебной нагрузки,
- а также девизы, педагогическое кредо,
- государственные награды.
- Основная часть самоанализа составляется в соответствии с группой должностей, согласно утвержденным Показателям для осуществления всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой и высшей). (Протокол заседания Аттестационной комиссии МО РК №6 от 22.05.2013г). Нумерация разделов самоанализа должна соответствовать нумерации в перечне Показателей.
Обращаем внимание! В самоанализе необходимо раскрыть обозначенные показатели с максимальной полнотой. Напоминаем: самоанализ – это не статистический отчет!
Требования к самоанализу
- Самоанализ составляется в соответствии с группой должностей, согласно утвержденным Показателям.
- Содержание самоанализа структурируется в соответствии перечнем Показателей.
- Нумерация разделов самоанализа должна соответствовать нумерации в перечне Показателей.
- Самоанализ заверяется подписью руководителя и печатью образовательного учреждения (на последней странице самоанализа).
- Приложениями к самоанализу являются копии документов, подтверждающих выполнение показателей.
- В самоанализе представляются результаты за отчетный период, но не более 5 лет.
- Для набора текста необходимо использовать редактор Microsoft Word 2003. Если версия Microsoft Word более высокая, то рекомендуем сохранять - тип файла: документ word 97-2003 (Обращаем особое внимание на этот пункт при Электронной подаче документов).
- Параметры текстового редактора: шрифт Times New Roman, 12-14 пт; выравнивание по ширине.
- Формат листа – А4.
- Требований к объему самоанализа нет.
Образец титульного листа Приложение 1.
Наименование образовательного учреждения по уставу
Самоанализ результатов профессиональной деятельности учителя (указать предмет), педагога дополнительного образования (указать профиль, например, педагога-хормейстера), тренера-преподавателя (указать вид спорта) и т.д.
ФИО (полностью)
Город, муниципальный район, год
Методические рекомендации к составлению самоанализа
К составлению самоанализа надо приступать задолго до начала аттестации и представлять в качестве приложения к заявлению на аттестацию. Самоанализ – самостоятельная, творческая работа педагога, основанная на результатах профессиональной деятельности за отчетный период.
Приложением к самоанализу являются копии документов, подтверждающие результаты профессиональной деятельности, куда входят копии наградных документов, документы о повышении квалификации, сертификаты, дипломы, отзывы и рецензии, методические разработки, документы о сотрудничестве с социальными партнерами, результаты мониторингов и т.п., также можно приложить представление администрации образовательного учреждения или методических служб.
Самоанализ позволяет ответить на следующие вопросы: «За счет чего достигнуты (или не достигнуты) запланированные результаты педагогической деятельности? Какие задачи и как решались для достижения данных результатов? Какие компетентности педагога были усовершенствованы?» и др.
Самоанализ – это основной источник информации о личности педагога и направлениях его деятельности для осуществления экспертной оценки
В процессе изучения представленных материалов эксперты обращают внимание на следующие моменты:
- степень понимания аттестуемым педагогом основных позиций государственной политики в области образования (современные тенденции, идеалы, ценностные ориентиры, мировоззренческие позиции)
- уровень профессионального мышления педагога (готовность принимать решения и нести ответственность за полученный результат)
- вклад аттестуемого педагога в формирование положительного имиджа образовательного учреждения
- саморазвитие педагога как путь к вершинам профессионального мастерства (повышение квалификации, самостоятельное изучение современной научно-методической литературы, работа над темой по самообразованию)
- творческий портрет педагога (индивидуальный методический почерк, педагогическая культура, творческий потенциал, кругозор и эрудиция)
- уровень профессиональной компетентности (владение современными технологиями)
- логика и стиль изложения (последовательность, четкость, ясная формулировка, наличие выводов)
- соответствие содержания предъявляемым требованиям
- уровень достижений (результаты обучения, участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях)
Типичные ошибки, которые может допустить педагог при подготовке и написании самоанализа деятельности
При подготовке самоанализа следует помнить: самоанализ – это не статистический отчет! Предмет самоанализа – не данные статистики, а аналитические индикаторы и показатели, содержательно характеризующие деятельность педагога. Содержание самоанализа – это не только представление имеющихся данных за определенный период, а анализ и интерпретация собственной деятельности.
1. Педагог пишет только о том, что им сделано за отчетный период.
Для самоанализа первостепенно важно не то, что сделано педагогом за определенный период времени, а то, какая задача им решается, почему именно эта задача является для него актуальной, что делается педагогом для решения этой задачи, и каков результат его деятельности. То есть сначала формулируется проблема, а только потом говорится о шагах, способствующих ее решению.
2. Избыток фактов и цифр.
Зачастую в самоанализе педагог указывает огромное количество фактов и цифр, которые не несут никакой содержательной информации и никак не участвуют ни в оценке ситуации, ни в планируемых педагогом видах деятельности. Для самоанализа важно, прежде всего, то, для чего педагогом применялись те или иные методы, приемы и технологии, почему именно их использовал педагог в своей деятельности, как их использование повлияло на конечный результат.
3. Педагог не указывает, с какими трудностями он сталкивается в процессе своей профессиональной деятельности.
Среди педагогов (особенно среди аттестующихся на высшую квалификационную категорию) бытует мнение, что у них не должно быть никаких трудностей, иначе о каком соответствии той или иной категории может идти речь.
При подготовке самоанализа следует помнить, что практика становится источником профессионального роста педагога лишь в той мере, в какой она является объектом структурированного анализа: неотрефлексированная практика бесполезна и со временем ведет не к развитию, а к профессиональной стагнации педагога. Умение видеть существующие в профессиональной деятельности проблемы, планировать выход из сложившейся ситуации характерны только для сложившегося педагога-профессионала.
Помните: написание самоанализа – это аналитическая деятельность, требующая глубокого осмысления собственного опыта и перспектив развития.