Приветствую Вас, Гость

Технология обобщения и презентации опыта своей работы

Изучение и обобщение педагогического опыта – вид методической деятельности, предполагающий выбор и изучение какого-либо конкретного опыта, осмысление, анализ и обоснование, обобщенное систематизированное его описание.

Выделяют три основных подхода в трактовке педагогического опыта:

  • как образец хорошей работы;
  • как деятельность, воплощающая в жизнь выводы научных исследований, благодаря чему достигаются принципиально новые результаты;
  • как новаторство с его педагогическими находками, открытиями нового, оригинального знания.

То есть обобщить опыт своей работы могут педагоги, имеющие любой стаж работы.

Первое, с чего следует начать обобщение педагогического опыта – выбор темы. Возьмите ту, которая на ваш взгляд более важная и полезная, по которой у вас больше всего материалов (наглядные пособия, методические разработки и т.д.). Поэтому очень важно сохранять и накапливать материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, анкеты обучающихся, свои наблюдения за духовным развитием школьников и т.п.

Тема должна быть сформулирована конкретно, с использованием корректных педагогических и психологических терминов.

Затем необходимо определиться с формой, в которой будет представлен ваш опыт.

Выделяются три вида обобщения педагогического опыта: рассказ, показ, описание. Наибольшее затруднение у педагогов-практиков вызывает описание своего педагогического опыта: подготовка требует более длительного времени, больше требований предъявляется к письменному варианту, чем к устному изложению. Описание - наиболее высокий, аналитический уровень обобщения.

Формы обобщения:

  • доклад (на МО, педсовете, педчтениях и т.д.);
  • статья (в журнале, бюллетени, и т.д.);
  • наглядные формы (проведение мастер-классов, открытых занятий, массовых мероприятий);
  • рабочие планы, конспекты занятий с методическими выводами;
  • отчёт о педагогическом эксперименте (если он ведётся);
  • тематическая выставка методических материалов из опыта работы (стенды, альбомы, дидактические материалы, наглядные пособия).

Этапы работы учителя над обобщением своего опыта

 1.      Выбор темы.

2.      Ознакомление с литературой по избранной теме.

3.      Планирование работы по избранной теме.

4.      Сбор и обработка материала. Систематизация накопленных фактов из опыта.

5.      Анализ и обработка материала.

6.      Соответствующее литературное оформление. 


Памятка учителю для работы по обобщению своего опыта

 1.           Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию по интересующему вас вопросу.

2.           Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт Вашей: планы, конспекты, дидактические пособия, сочинения учащихся, вопросы, ответы, наблюдения…

3.           Учитывайте успехи и недостатки в Вашей работе.

4.           Определите форму обобщения.

5.           Составьте план работы по обобщению, затем составьте тезисы.

6.           Материал излагайте кратко, логично стройно…

7.           Критически оценивайте свой опыт.

8.           Оформите приложения (таблицы, списки, работы учащихся…).

9.           Помните, что, обобщая педагогический опыт, вы выполняете важную общественную обязанность, способствующую дальнейшему улучшению дела обучения и воспитания детей. 


 

Критерии передового педагогического опыта

Критерии

Характеристика критериев

1. Актуальность

 

Соответствие:

• социальному заказу государства, общества;

• Закону об Образовании;

•  прогрессивным тенденциям социального развития общества;

• региональной образовательной политике;

• идеям современной педагогической науки и передовой педагогической практике;

• профессиональным интересам определенных категорий педагогов;

Способствовать:

• решению актуальных задач общества;

• решению образовательных задач, вытекающих из социального заказа государства, общества в области образования, интересов личности учащегося.

2.Научность, соответствие достижениям науки

Соответствие практической деятельности, основополагающим положениям современной науки в области образования.

3. Результативность

Соответствие уровня обученности и воспитанности учащихся, их ценностным ориентациям, а также педагогической практике.

Результативность может выражаться:

• в уровне обученности учащихся;

• в уровне воспитанности учащихся;•

• в личностном развитии учащихся;

• •в совершенствовании методической работы и управленческой деятельности.

4. Новизна

Любой педагогический опыт, хотя бы в небольшой степени, всегда является самостоятельным, несет в себе новизну. Но она должна сопровождаться заметными качественными показателями, тогда такой опыт можно назвать передовым. Новизна может заключаться:

• в комбинации элементов известных методик;

• в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда;

• в преобразовании образовательного процесса (с обоснованием причин изменения в содержании образования)

5. Стабильность

Использование опыта дает на протяжении определенного времени устойчивые высокие результаты обучения, воспитания и развития учащихся:

6. Оптимальность

Достижение наилучших результатов в учебно-воспитательной работе при наименьшей затрате сил и времени педагогов и учащихся и при том, чтобы данный опыт не стал помехой в решении других образовательных задач.

7. Перспективность

Возможность использования опыта в массовой практике; возможность творческого применения опыта.

Доклад.

Доклад - вид самостоятельной научно - исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, свои взгляды на нее, а также собственные результаты и выводы.

В докладе соединяются три качества педагога как исследователя: умение провести исследование, умение преподнести результаты слушателям и квалифицированно ответить на вопросы.

Общая структура доклада может быть следующей:

1.Формулировка темы доклада (причем она должна быть не только актуальной, но и оригинальной, интересной по содержанию).

  1. Актуальность работы (чем интересно данное направление, в чем заключается его важность, какие ученые работали в этой области, каким вопросам в данной теме уделялось недостаточное внимание, почему педагогом выбрана именно эта тема).
  2. Воспроизводимость (адресная направленность). Возможность использования опыта другими педагогами.
  3. Цель работы (в общих чертах соответствует формулировке темы исследования и может уточнять ее).
  4. Задачи исследования (конкретизируют цель работы, “раскладывая” ее на составляющие).
  5. Методика проведения исследования (подробное описание всех действий, связанных с получением результатов).
  6. Результаты работы. Краткое изложение новой информации, которую получил педагог в процессе своей деятельности. При изложении результатов желательно давать четкое и немногословное истолкование новым фактам. Полезно привести основные количественные показатели и продемонстрировать их на используемых в процессе доклада графиках и диаграммах. Укажите также длительность периода, в который вы проводили описываемый опыт. При обобщении своего опыта обязательно учтите недочеты, трудности, ошибки, которые возникали в процессе педагогической деятельности. Опишите их, чтобы предупредить о возможных сложностях в применении тех или иных методов работы.
  7. Выводы. Умозаключения, сформулированные в обобщенной, конспективной форме. Они кратко характеризуют основные полученные результаты и выявленные тенденции. Выводы желательно пронумеровать: обычно их не более 4 или 5.

Требования к оформлению письменного доклада.

  • Титульный лист.
  • Оглавление.
  • Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи доклада).
  • Основная часть (каждый раздел ее доказательно раскрывает исследуемый вопрос).
  • Заключение (подводятся итоги или делается обобщенный вывод по теме доклада).
  • Список литературы.

Несколько советов о том, как готовить доклад и блестяще выступить перед аудиторией.

  • Работая над темой, советуйтесь с коллективом, со своими коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.
  • Используйте дополнительную литературу не для того, чтобы повторить еще раз сказанное, а для того, чтобы углубить сведения, сделать выводы.
  • Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений. В докладе должно быть кратко отражено основное содержание, результаты и выводы.
  • Продолжительность выступления обычно не превышает 5-10 минут. Поэтому при подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное.
  • Заучите значение всех терминов, которые употребляются в докладе.
  • Не бойтесь аудитории - ваши слушатели дружески настроены.
  • Выступайте в полной готовности - владейте темой настолько хорошо, насколько это возможно.
  • Сохраняйте уверенный вид - это действует на аудиторию.
  • Не торопитесь и не растягивайте слова. Скорость вашей речи должна быть примерно 120 слов в минуту.
  • Подумайте, какие вопросы вам могут задать слушатели, и заранее сформулируйте ответы.
  • Если вам нужно время, чтобы собраться с мыслями, то, наличие заранее подготовленных карт, схем, диаграммы, фотографии и т.д. поможет вам выиграть драгоценное время для формулировки ответа, а иногда и даст готовый ответ.
  • Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нем не показано, как растут и развиваются ваши ученики.

При соблюдении этих правил у вас должен получиться интересный доклад, который будет высоко оценен слушателями.

Статья.

Как правило, каждое периодическое издание, которое публикует статьи, имеет свои требования к их оформлению. Но есть определенные требования к ее структуре. Чаще всего должны присутствовать следующие компоненты:

«НАЗВАНИЕ СТАТЬИ»

Данные об авторе (авторах)

Аннотация

Аннотация до 500 знаков (3-4 строчки) передает краткое содержание доклада, ключевые мысли всего текста.

Ключевые слова – обычно это 5-6 слов.

Текст доклада, который состоит из следующих блоков:

Актуальность. Значение исследуемой проблемы в педагогической теории и практике. В чем новое решение проблемы.

Основная часть, которая по объему занимает центральное место в вашей статье. Здесь необходимо описать цель работы, методику, результаты (положительные и отрицательные) и т.д.

Выводы и рекомендации. Статья обязательно должна содержать в себе ответы на вопросы, поставленные вводной частью, демонстрировать конкретные выводы.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

 

1.      Литература оформляется согласно требованиям ГОСТ 7.1-84.

1.      Автор, название публикации. Адрес сайта в интернете.

 

Если Вы используете чьи-то мысли, цитаты и материалы, делайте ссылку на них в разделе «Литература».

Не используйте никаких лишних выделений в тексте, кроме полужирного и курсива (и только, если разрешено требованиями к публикации редакционного совета), также не стоит применять цвет, так как он при печати потеряется.

Если в текст необходимо вставить рисунки, схемы и таблицы, оформляйте их строго по правилам, указанным издательствам, в противном случае, вашу статью могут не принять к публикации.

Мастер-класс.

Мастер-класс – это главное средство передачи концептуальной идеи своей (авторской) педагогической системы, другими словами, это форма обобщения и распространения педагогического опыта. Поташник М.М. характеризует Мастер-класс как ярко выраженную форму ученичества у Мастера. То есть Мастер передает ученикам опыт, мастерство, искусство в точном смысле, чаще всего  – путем прямого и комментированного показа приемов работы.

Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования  учителя. Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии проведения мастер-класса главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология.

Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельность участников для решения поставленной педагогической проблемы.

Мастер-класс проводится в малых группах (7-15 человек).

Структура проведения мастер-класса:

1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера

  • Представление педагога-мастера (описание достижений в опыте работы, источников, откуда педагог черпал свои разработки).
  • Определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера.
  • Описание передового опыта, представляемого педагогом.

2. Представление занятия

  • Рассказ педагога о проекте занятия.
  • Определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться.
  • Краткая характеристика результативности используемой технологии.
  • Вопросы педагогу по изложенному проекту.

3. Проведение занятия (мастер-класса)

  • Мастер исполняет роль консультанта, организует деятельность слушателей и управляет ею.
  • Обсуждение авторских моделей занятия слушателями.

4. Рефлексия

  • Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей.
  • Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям.

Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса

Для определения эффективности подготовки и проведения мастер-класса могут использоваться следующие критерии:

Актуальность и социальная значимость.

Технологичность и оптимальность. Четкий алгоритм мастер-класса. Экономичность используемых средств на занятии, их сочетание и соотношение с результатом.

Артистичность. Педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта.

Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.

Преемственность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность в мастер-классе.

Результативность. Эффективность для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.

Перспективность. Если есть перспектива развития и применения данного опыта на практике.

 

Список использованной литературы:

1.http://www.doklada.net/

  1. Лисицына  О. С. «Пишем доклад».  http://www.publiclibrary.ru/readers/otlichnik/learn-kak-napisat-doklad.htm
  2. «Советы при написании эссе, доклада, тезисов. Рекомендации по подготовке к выступлению перед аудиторией». http://www.magistrant.ru/stat4.htm
  3.  «Требования к оформлению научной статьи».  http://nesterova.on.ufanet.ru/drujinin/0063.htm
  4. Как подготовить и провести методический мастер-класс по обмену опытом. http://den-za-dnem.ru/school.php?item=167
  5. Организация и проведение мастер-классов http://www.openclass.ru/wiki-pages/51789
  6. Технология проведения мастер-класса. Материалы для проведения занятия "Школы совершенствования профессионального мастерства" http://festival.1september.ru/articles/515316/