Подготовлено в помощь учителям начальных классов
психолог МКОУ «Лахденпохская СОШ» Игнатьева О.Ю.
УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ
1. Упражнение «Наблюдательность»
Упражнение на развитие зрительного внимания. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.
Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу - то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали.
2. Упражнение «Муха 1»
Упражнение на развитие концентрации внимания
Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3Х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет роль "дрессированной мухи". Доска ставится вертикально и ведущий объясняет участникам, что перемещение "мухи" с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд ("вверх", "вниз", "вправо" и "влево") "муха" перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение "мухи" - центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями "мухи" не допустить ее выхода за пределы игрового поля.
После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры, или "видит, что "муха" покинула поле, он дает команду "Стоп" и, вернув "муху" на центральную клетку начинает игру сначала. "Муха" требует от играющих постоянной сосредоточенности.
3.Упражнение «Муха»
Упражнение на развитие концентрации, переключения внимания .
Упражнение проводится точно так же как и предыдущий вариант, только в усложненном варианте: увеличено количество мух (их две). Команды "мухам" подаются отдельно.
4. Помоги пчёлке собрать урожай.
Настоящая пчела - очень трудолюбивое насекомое. Целыми днями она работает, собирает нектар, двигаясь от одного цветка к другому.
Наша пчела тоже трудолюбивая, но летает она не по цветочному, а по буквенному полю. Вместо нектара она собирает буквы. Если пчелка соберет буковки правильно, у нее получится целое слово.
Если ты будешь четко следить за моими командами и записывать буквы, на которых пчела делает остановку, то в конце путешествия пчелы ты сможешь прочесть полученное слово. Запомни: за каждую команду пчела перелетает только на соседнюю клеточку, далеко летать она не умеет.
Примечание:
Начинать игру можно с любого места. Заранее продумайте, какое слово должно получиться, и составьте "пространственную" инструкцию.
Эту игру можно использовать много раз. Старайтесь, чтобы за перелетами пчелы ребенок следил только глазами, не водя пальцем по полю.
Несколько вариантов игры:
Вариант 1.
Пчелка сидела на букве Ш. Запиши эту букву. Затем пчела полетела. Следи за направлением полета и остановками.
Вверх, вверх, вверх, остановка. Вниз, остановка. Направо, вверх, остановка. Влево, влево, вниз, остановка. Какое слово получилось?
Вариант 2.
Пчелка сидела на букве Г. Запиши ее. Дальше она полетела так:
Влево, влево, вниз, вниз, вниз, остановка.
Направо, направо, направо, вверх, остановка.
Налево, налево, налево, остановка.
Куда прилетела пчелка? Какое слово получилось?
5. Упражнение «Летает – не летает»
Упражнение на развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений.
Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо
своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.
6. Игра "Сохрани слово в секрете".
Сейчас мы поиграем в такую игру. Я буду называть тебе разные слова, а ты будешь их четко за мной повторять. Но помни об одном условии: названия цветов - это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, ты должен молча хлопнуть один раз в ладоши.
Примерный список слов:
окно, стул, ромашка, ириска, просо, плечо, шкаф, василёк, книга и т. д.
Варианты:
1. нельзя повторять слова, начинающиеся на звук [р];
2. нельзя повторять слова, начинающиеся с гласного звука;
3. нельзя повторять названия животных;
4- нельзя повторять имена девочек;
5. нельзя повторять слова, состоящие из 2-х слогов, и т. д.
Когда ребенок станет хорошо и постоянно удерживать правило, переходите к игре с одновременным использованием двух правил.
Например:
1. нельзя повторять названия птиц, надо отмечать их одним хлопком;
2. нельзя повторять названия предметов, имеющих круглую форму (или зеленый цвет), надо отмечать их двумя хлопками.
7. Упражнение «Мой день Рождения»
Упражнение развивает память, способность к длительной концентрации внимания.
Участники группы по очереди называют свои имена, но к своему имени каждый участник добавляет еще дату своего дня Рождения. Второй – имя предыдущего и дату его дня Рождения, свое имя и дату своего дня Рождения, третий – имена и дни Рождения двух предыдущих и свое имя и дату своего дня Рождения и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и даты дней Рождения всех членов группы.
8. Упражнение «Ладошки»
Упражнение на развитие устойчивости внимания .
Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала "волна" из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры.
9. Упражнение «Съедобное – несъедобное»
Упражнение на развитие переключения внимания .
Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет - отбрасывается.
10. Упражнение «Самый внимательный»
Упражнение на развитие зрительного внимания, памяти.
Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется аплодисментами.
9. Упражнение «Телефон»
Упражнение на развитие слухового внимания, слуховой памяти.
Словесное сообщение передается шепотом по кругу, пока оно не вернется к первому игроку.
Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»
Жили-были пузырь, соломинка и лапоть. Пошли они в лес дрова рубить; дошли до реки и не знают, как через нее перейти. Лапоть говорит пузырю: «Пузырь, давай на тебе переплывем?» – «Нет, - говорит пузырь, - пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, а мы перейдем по ней!»
Соломинка перетянулась; лапоть пошел по ней, она и переломилась. Лапоть упал в воду, а пузырь стал хохотать - хохотал, хохотал да и лопнул!
10. Программа – рисуночное письмо «Нарисуй и запомни»
Инструкция: «Я буду говорить слова, а вы к каждому из них быстро сделаете рисунок, который помог бы вам вспомнить слова».
1 класс. 10-12 слов:
Грузовик, умная кошка, солнце, интересная сказка, море, сильный ветер, хорошая игрушка, капризный ребенок.
2 класс. 18-20 слов:
Утка, большая кружка, воробей, почтальон, облако, собака, корабль, простыня, мышь, ягода, зонтик, мяч, велосипед, палка, насекомое, невеста, звезда, квадрат, шапка.
3 класс. 28-30 слов:
Сердитая учительница, дикарь, умный мужчина, красивые картинки, плакучая ива, дефицит, космос, зеленая трава, телефон, шашка, кислая капуста, желтый апельсин, знамя, солнечная поляна, красный квадрат, сорока-воровка, красная морковь.
11. Как сказать слово, не произнося ни звука.
Перед тобой сокращенный алфавит. В нем остались только те буквы, которые чаще всего встречаются в словах.
Под каждой из них написана цифра: она указывает на количество хлопков, которыми соответствующая буква станет обозначаться. Получается, что слово можно не только прочитать или произнести, но и прохлопать.
Давай попробуем. Три хлопка, пауза. Один хлопок, пауза. Два хлопка. Что мы прохлопали? Правильно: получилось слово "КОТ". Начинаем играть. Надеюсь, ты не прохлопал мои объяснения.
Попробуем прохлопать слово "ТОК", "СОК", "КИСА".
А теперь внимательно послушай, что за слово прохлопаю я.
Примечание:
Загадывайте любые слова, которые можно составить из этих букв: коса, сито и т. д. Варианты сокращенных алфавитов:
12. Найди отличия или что изменилось.
Детям предлагаются картинки (желательно черно-белые с 7-10 отличиями).
Можно использовать вариант рисования на доске с дальнейшим изменением рисунка.
13. Найди спрятанные слова:
Детям предлагается среди написанных букв отыскать слова
Например:
СОЛНЦЕРАМАРНМАМАОГЕКАТЯДПЕАРБУЗРЕКАГКТКАМЫШЬНОКОТ
Ответ: солнце, рама, мама, Катя, арбуз, река, камыш (мышь), кот
КУТАРИРАЗВЕДКАМОНПОДВИШПИОНСЕВОЯНСТАШИФРОВКАВИНБО
УРОСЕНДОНЕСЕНИЕТИ
Ответ: разведка, шпион, шифровка, донесение
14. Слова – невидимки
Предлагается найти слова в таблице (читать можно по вертикали и горизонтали вверх и вниз)
Например:
к |
ш |
а |
г |
и |
в |
з |
о |
р |
ж |
о |
р |
к |
о |
р |
а |
(кора, роза, гора, крик)
а |
к |
и |
р |
к |
м |
о |
л |
о |
т |
т |
р |
р |
л |
р |
м |
у |
с |
и |
о |
с |
с |
з |
к |
т |
(сурок, ролик, торт, молот, рот, крик)
р |
у |
ч |
к |
а |
а |
р |
о |
в |
р |
к |
о |
н |
ь |
м |
ф |
т |
и |
п |
и |
з |
я |
к |
д |
я |
(рак, кино, конь, ручка, рот, армия, як)
15. Отгадай стихотворение
Предлагается стихотворение с некоторыми измененными словами.
Например: НОКРОВОЖА
На солнце тёмный С,Е,Л зардел,
В долине А, Р, П белеет тонкий,
И песню раннюю П, Е, З, Л, А
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Ё, Т, П, О на солнышке сверкая:
С, А, Н, В, Е пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход Е, С, Ы, В, Н.
16. Рисование по инструкции.
Детям предлагается нарисовать рисунок по описанию. Инструкция повторяется 2 раза, далее дети самостоятельно рисуют и по окончанию рисования сравнивают рисунки с инструкцией.
Например:
Нарисуй домик лесника на лесной опушке. Нарисовать можно как хочешь, но нужно обязательно чтобы:
- Крыша у домика была красная;
- Домик – жёлтый;
- Дверь в домик – синяя;
- Около дома скамейка – тоже синяя;
- Перед домиком две маленькие ёлочки;
- За домиком – одна ёлочка.
Вокруг домика можете нарисовать зелёную траву или что хотите.
(Инструкция повторяется 2 раза)
17.Спрятанные предложения
В каждом ряду букв найдите «спрятанные» слова и составьте с ними предложения.
Например:
МСИВТНОЧЬЮДВТЧБЫЛСШВРОЧИЫНТЬЧШТОРМ
ТЧРОЫДЕТИШАОСИВБЯЛЮБЯТЫМИЧИТАТЬШРАРВКНИГИ
Ответ: Ночью был шторм. Дети любят читать книги.
Можно использовать пословицы:
ВСЕГДААЛЕНЬБЕРЁТТРУДТОЛЬКОДАЁТ (ТРУД ВСЕГДА ДАЁТ, А ЛЕНЬ ТОЛЬКО БЕРЁТ)
18. Найди ошибки
Детям предлагаются тексты с ошибками (пропущенные буквы или замена их на другие, слитное написание с предлогами, неправильное написание предлогов, смысловые ошибки и т.д.), которые они должны найти и исправить
Например (тексты с ошибками):
Рысь.
Втемном лесу, у лесной пропинки, залег зверь. Это рысь — кошка ростом с большую собку. Хвост у нее короткий, уши скисточками, шкура в пянышках.
Лежит рысь на толстом суку и ждет. Она сдерева так и бросится на добычу.
Кит.
Кит — самое бошое животное на свете. Он может жить только в океане. Поэтому ни водном зоопарке мира нет китов. Ис жира печени и мяса кита изкотовляют нужные нам продукты. Охотиться за китами друдно и опасно. Доверить это дело можно только очень сильным и храбрым людям.
Купание медвежат.
Излеса вышла на берег реки медведица с двумя ведвежатами. Она схватила одного медвежонка и стала окунать его вречку. Медвежонок визжал и балахтался. Мать искупала его. Другой медвежонок испугался горячей воды и побежал в лес. Медведица догнала его, надавала шлепков и искупала.
Довольные купнием медведи ушли вчащу леса.
19. Упражнение «Не собьюсь»
Упражнение на развитие концентрации, распределения внимания
Психолог предлагает следующие задания: - считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»
Образец правильного счета: 1, 2, -, 4, 5, -, 7, 8, -, 10, 11, -, -, 14, -, 16, 17, -, 19, 20, -, 22, -, -, 25, 26, -, 28, 29, -, - _черта замещает числа, которые нельзя произносить).
20. Корректурные пробы
Можно использовать как буквенные, так и рисуночные корректурные пробы. Вычеркивание букв, символа начинаем с одного элемента, затем постепенно количество букв, символов увеличиваем, а так же можно изменять способы зачеркивания (например: букву К обводим, а букву Е подчеркиваем и т.д.) Для младших школьников можно давать от 1 до 3 букв к зачеркиванию.
21.Кодирование слов с помощью цифр.
Каждой букве соответствует своя цифра.
Пример. Зашифруйте слова: метро, торт и д.р. или наоборот расшифруйте слова:23458,4854 ит.д.
Н |
М |
Е |
Т |
Р |
А |
Л |
О |
С |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
0 |