МКОУ «Лахденпохская СОШ»
Конспект урока по ОРКСЭ
Учитель: Нуйя Людмила Александровна
Предмет: ОРКСЭ.
Модуль: «Основы мировых религиозных культур».
Класс: 4в
ОС «Школа 2100»
Тема урока: «Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяние и воздаяния. Рай и ад».
Тип урока: обобщения и систематизации предметных знаний.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа с толковым словарем, самостоятельная работа с источниками информации.
Техническое оснащение урока: компьютер, интерактивная доска.
Оборудование: учебник «Основы мировых религиозных культур» А.Л.Беглов, тетрадь, карточки для «Снежного кома», таблички с названиями понятий «Добро», «Зло», «Грех», «Раскаяние», «Воздаяние», «Рай», «Ад», лепестки разных цветов (4 экземпляра) + один экземпляр гостям (педагогам)
ЦОР: презентация на тему «Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяние и воздаяния. Рай и ад.»
Методы, применяемые на уроке:
1.Словесные (беседа, диалог, объяснение, инструктаж учителя)
2.Наглядные (ЦОР, показ)
3.Проблемный
4.Частично-поисковый
Формы организации работы на уроке:
1.Фронтальная
2.Самостоятельная работа с материалом
3.Учебный диалог
4.Продуктивное чтение
5.Групповая работа
Цель урока:
- познакомить с новыми понятиями;
- проследить различия трактовки возникновения добра и зла в разных религиях;
- развивать речь учащихся;
- воспитывать чувство сопереживания, стремление к покаянию, умение анализировать и оценивать свои поступки и слова.
Задачи:
- подвести детей к пониманию основных категорий морали – добро, зло, гуманность; делать выводы;
- способствовать воспитанию у учащихся умения общаться, тактичности, вежливости и уважения к собеседнику.
Основные термины и понятия:
Грех, Раскаяние, Воздаяние, Добро, Зло
Карта урока.
Этап
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Универсальные действия
|
1.Орг.момент
|
- Добро и зло творить
Всегда во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
|
Порядок на столе, привели себя в порядок. Тихо сели.
|
Личностные: самоопределение Регулятивные: целеполагание
Регулятивные: рефлексия
|
2.Актуализация знаний и формулировка темы.
|
-Мы продолжаем познавать законы человеческого общества как светского, так и религиозного. Узнаем новое.
Слайд№1 (Фотография, на которой ребята и родители нашего класса убирают территорию Приладожья).
- О чём мы говорили на прошлом уроке?
-Какое дело нами было сотворено?
-Почему оно доброе?
Табличка «Добро»
-К слову зло подберите синоним.
Табличка «Зло»
Слайд№2
«Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяние и воздаяния. Рай и ад»
|
Ответы детей.
Чтение определений с тетради.
Грех.
|
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия
|
3.Первичное восприятие и усвоение нового материала.
|
-Какое чувство испытывает человек, совершивший недобрый поступок?
-Какие вопросы можно поставить к каждому предложению в формулировке темы урока?
-Узнаем сегодня одинаково ли разные религии относились к данным понятиям.
-Где можно найти ответы на эти вопросы?
-Какие четыре мировые религии вы знаете?
-Так что же такое добро и зло? Как вы считаете?
Табличка
Приложение№ 1,2
-Какие вы нашли пословицы, поговорки, загадки, частушки, стишки и добре и зле?
РАБОТА В ГРУППАХ
(организуются 4 группы, обсуждают смысл найденного дома материала, 1 человек от группы –выступает)
Вывод:
-Где граница между добром и злом? Как они появились в мире и как в связи с этим должен вести себя человек?
Разные религии на эти вопросы отвечали по разному.
Слайд№4.
РАБОТА В ГРУППАХ
Приложение №5
-Найдите ключевые слова в тексте.
(1 человек от группы выступает)
-Остановимся о происхождении добра и зла в Библии.
РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ с.24, 25 1,2 абзац.
-Почему на иллюстрации Адам и Ева отвернулись от Бога?
-Хотел ли Бог окончательной гибели человека?
РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ с.25, 3 абзац.
-Что же нужно было сделать Адаму и Еве, чтобы остаться в Раю?
-т.е.восстановит свою связь с Богом и получить прощение. Но этого они не сделали.
-Вспомните притчу, которая является ярким примером отношения Бога к грешному человеку.
-Почему отец принял своего нерадивого сына с распростёртыми объятьями?
Табличка «Раскаяние»
-Согласно христианскому учению именно Иисус Христос, родившись на земле должен восстановить связь между Богом и человеком.
- Что же такое раскаяние?
Табличка
Приложение№3
«Раскаяние – сожаление, признание вины»
|
Ответы детей.
Предположения ребят.
Правила сотрудничества.
Дети читают с тетрадей.
Стараются, чтобы каждый в группе изучил текст.
Выразительно читают.
Самостоятельная работа по учебнику.
Совместная работа по иллюстрации учебника.
Притча « О блудном сыне»
Рассуждают.
Предположения.
|
Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.
|
4.Применение теоретических знаний в новых условиях.
|
-А как же в других религиях говорится об этом?
-История грехопадения есть не только в Библии, рассказывается об этом и Торе, и в Коране.
РАБОТА В ГРУППАХ
Приложение №6
«Снежный ком».
РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ с.26.
(1 человек от группы выступает)
Слайды№5, 6, 7, 8.
Вывод:
Христиане верят, что концом человеческой истории станет победа над грехом.
-Вспомните недавно прочитанное произведение Сельмы Лагерлеф «Удивительное приключение Нильса с дикими гусями».
КНИГА
-За что пострадал Нильс?
-Хотел он исправить свой поступок?
-Чем закончилась история?
-Что победило добро или зло?
-Можно ли сказать, что Нильс раскаялся?
-Получил ли он воздаяние?
Табличка Приложение№3
-Каким образом?
РАБОТА В ТЕТРАДЯХ.
|
Методика «Снежный ком».
Эксперты.
Ответы ребят.
Запись даты, новых понятий и их определений с доски.
|
Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
|
5.Подведение итога индивидуальной и совместной деятельности.
|
РАБОТА В ГРУППАХ.
Приложение №3
1группа. Что значит раскаяться?
2 группа. Что значит воздаяние или спасение в религиях мира?
3 группа. Одинаковы ли понятия «Просить прощения» и «Каяться»?
Вывод:
Во всех мировых религиях есть понятие добра и зла. Во всех мировых религиях есть понятие греха. Практически оно везде звучит одинаково – это нарушение заповедей Бога, которое ведёт к страданию.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Мастер и войн»
Вывод:
Добро – это Рай.
Зло – это Ад.
|
Рассуждают в группах. Просят помощи у присутствующих на уроке родителей.
Сверяют с эталоном.
Рассуждения ребят.
|
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия
|
6. Домашнее задание.
|
Поговорите с родителями на тему: Почему иногда мы совершаем плохие поступки?
|
|
|
7.Рефлексия.
|
Продолжи предложение.
1.Мне непонятно, что…
2.Самое интересное для меня было…
|
После урока проговариваем всё, что недосказали…
|
Регулятивные: рефлексия
Личностные: самоопределение
|
Приложение №1
Добро
|
Воздаяние
|
Рай
|
Зло, Грех
|
Раскаяние
|
Ад
|
Приложение №2
признание вины, сожаление
|
противоположность добру
|
Наказание или награда за поступок
|
нравственная ценность, относящаяся к человеческим отношениям
|
Приложение №3
Что значит раскаяться?
|
Уничтожить в себе жажду желаний, исправить свои грехи путём совершения добрых дел, восстановив, таким образом связь с Богом.
|
Что значит воздаяние или спасение в религиях мира?
|
Истинная вера в Единого Бога, очищение от грехов, исполнение его заповедей, состояние покоя и удовлетворения принесёт людям спокойствие.
|
Как вы думаете, каяться и просить прощения – это одно и то же?
|
Это очень близкие понятия. Кается верующий человек, просит прощения – светский.
|
Приложение №4
Мне непонятно, что…
|
Самое интересное для меня было…
|
Приложение№5
Иудаизм
|
В иудаизме путь к божественному прощению ( освобождению от зла)понимается как последовательное исполнение заповедей, которые передал Бог Моисею.
|
Ислам
|
В мусульманстве считается, что добро и зло существуют по воле Бога. Он чётко указан людям в Коране, что есть добро, а что есть зло, и заповедал людям следовать путём добра и справедливости.
|
Христианство
|
Библия говорит о том, что бог создал рай на Земле, в котором всё было прекрасно, зла не было .Бог просил первых людей выполнять правила установленные им на Земле. Но человек нарушил заповедь Бога, связь между богом и людьми нарушилась. Мир стал изменяться. Стал жестоким и страшным, то есть на Земле появилось зло.
|
Буддизм
|
В буддизме зло –это страдания. Которые сопровождают человека с первых дней жизни и до последних :рождение, болезни, ссоры с близкими, разлука с любимыми людьми, старость, смерть.
|
Приложение№6
Буддизм
|
Освобождение от страданий, желаний суетного мира – есть спасение. Именно тогда наступит просветление, и перерождения души прекратятся (состояние нерваны).
|
Иудаизм
|
Аллах не только справедлив, он воздаёт людям за их поступки, наказывая грешников и награждая праведников, но и проявляет милосердие к раскаявшимся в своих грехах людям.
|
Ислам
|
В завершении истории еврейским народом будет править Миссия – а всему человечеству мир и благоденствие.
|
Христианство
|
Победа над грехом, окончательное восстановление связи с Богом – второе пришествие Иисуса на землю. Человека ждёт суд и воздаяние за дела его добрые и злые.
|
Ресурсы:
-Книга для учителя, Москва, «Просвещение» , 2011;
-Учебник для 4,5 классов, Москва, «Просвещение» , 2012;
-«Народы России», Детская энциклопедия «РОСМЭН», 2012;
-Тетрадь для работ на уроке ОРКСЭ.
-Интернет.
http://salda.ws/video.php?id=oldZkge8AAM
|