МКОУ «Лахденпохская СОШ »
Урок окружающего мира по теме: «Экосистема поля»
3 класс
ОС «Школа 2100»
Учитель: Нуйя Людмила Александровна
Предмет: Окружающий мир.
Класс: 3в
УМК «Школа 2100»
Тема урока: «Экосистема поля»
Тип урока: изучение нового материала
Техническое оснащение урока:
1.Компьютер, интерактивная доска.
2.Учебник, печатная тетрадь 1 часть «Окружающий мир», 3 класс, автор А.А.Вахрушев.
3.Гербарии, семена культурных растений, корнеплоды.
4. ЦОР: презентация на тему «Экосистема поля»
Методы, применяемые на уроке:
1.Словесные (беседа, диалог, объяснение, инструктаж учителя)
2.Наглядные (ЦОР, показ)
3.Проблемный
4.Частично-поисковый
5. Метод самостоятельной работы
Формы организации работы на уроке:
1.Фронтальная
2.Самостоятельная работа с материалом
3.Учебный диалог
4.Продуктивное чтение
Цель урока:
1.Познакомить с обитателями полей и причиной малой устойчивости этой системы.
2.Уметь объяснять значение круговорота веществ в природе.
3.Уметь приводить примеры организмов разных «профессий».
Задачи урока:
Личностные:
-развивать самостоятельность и личную ответственность за бережное отношение к живым организмам
Предметные:
- создать условия для осознания учащимися основных понятий урока;
- уточнить смысл понятия «устойчивая» и «неустойчивая» экосистема, познакомиться с понятием «культурное растение».
Метапредметные:
- развивать навыки сотрудничества при работе в группе, навык смыслового чтения, выражения понимания прочитанного, коммуникативную компетенцию учащихся.
Технологическая карта урока.
Этап
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Универсальные действия
|
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент
|
Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.
Мы с вами уже столько экосистем изучили, что, наверное, знаем о них всё.
|
Подготовка класса к работе.
|
Личностные: самоопределение Регулятивные: целеполагание
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
|
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
|
Выявляет уровень знаний.
Давайте вспомним, к каким экосистемам принадлежат ранее изученные.(«понятия» на доску)Устойчивая или неустойчивая экосистема.
|
Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки
Работа на электр.доске.
Вывод.
Экосистема озера, болота, луга – неустойчивая, т.к.круговорот веществ – незамкнут.
Экосистема лес – устойчивая, т.к. круговорот – замкнут.
|
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция
|
3.Постановка учебной задачи, проблемного вопроса
|
Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию.
Загадка.
Меня бьют, копают,
Режут и рыхлят,
А я всё терплю
И добром плачу.
Слайд 1.
Назовите ключевое слово.
|
Отгадка. Формулируют (уточняют) тему урока.
Постановка цели урока.
|
Регулятивные: целеполагание
Познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы
|
4.Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)
|
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.
-Что может расти на поле?
-Почему растёт?
-Что происходит с полем, если о нём не будет заботится человек?
|
Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)
Ответы по изображению на слайде.
Посадил и ухаживал человек.
Предположения ребят.
|
Регулятивные: планирование, прогнозирование Познавательные:
моделирование, логические -решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
|
5.Первичное закрепление
|
Сверим свои предположения с информацией в учебнике. С.70
Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.
Слайд 2.
-Что растёт на поле?
-Эти растения называют культурными.
|
Чтение вывода на странице учебника.
Картофель, свёкла, пшеница, рожь.
Вывод.
Растения, выведенные руками человека называют культурными.
|
Познавательные: общеучебные –умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия
Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
|
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
|
Организует деятельность по применению новых знаний.
-Найдите на столе то, что соответствует полю свекольному…
-Какую часть растения человек использует в пищу?
Слайд 3
-Что мешает расти культурным растениям?
-Почему с дикими растениями люди постоянно ведут борьбу?
Работа в тетради с.33 №2
|
Самостоятельная работа. Осуществляет самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
Семя свёклы, растение (гербарий), плод.
Корнеплод.
Сорняки, вредители
Предположения ребят.
Вывод на с.71
|
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
|
7.Рефлексия деятельности (итог урока)
|
Организует рефлексию.
Инсценировка. «Как посадить свёклу?»
-Чем же данная экосистема отличается от ранее изученных?
Слайд 4,5
Сверим ваш вывод с научным.
Учебник с.73
|
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
Ответы детей.
Научный вывод.
|
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Регулятивные: рефлексия
Личностные: смыслообразование.
Регулятивные: контроль
|
8. Домашнее задание
|
Готовит несколько вариантов заданий, дает инструктаж (объясняет, как успешно выполнить задание)
1.У.с.73(вопросы) всем;
2.Задание с опережением. Сообщения(Гуппи. Гурами.)
3. По желанию Т.с.34№2
|
Выбирает одно задание из нескольких
|
Познавательные
|
Ресурсы:
- Диск «Игры и задачи» 1-4 класс Образовательная система «Школа 2100»
- GoGallery.ru/details.php?image_id=1249
|