Совместная проектная и исследовательская деятельность учителя и ученика как условие реализации
ФГОС НОО.
Буклет подготовила учитель
начальных классов
МКОУ «Лахденпохская СОШ»
Яковлева Елена Васильевна
Любому обществу нужны одарённые люди, и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.
Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы
Объект исследования - это то, что рассматривается,.
Предмет - это представление о том, как (с какой стороны, какие аспекты и т.п.) рассматривается объект. Причем один и тот же объект исследования может быть предметом разных исследований, т.е. изучаться с разных точек зрения. Например, образовательный процесс в школе может исследоваться с дидактической, психологической, физиологической и др. сторон. В этом случае объект исследования будет один и тот же, а предметы исследования будут различные. Несколько упрощенно можно сказать, что предмет является какой-то составной частью объекта.
Основные элементы исследования:
• Проблема исследования (гипотеза) исследования понимается как категория,
означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать. Проблема
исследования должна быть актуальной. Исследование можно считать актуальным,
если оно, во-первых, отвечает научной потребности практики, а во-вторых, не
имеет соответствующего готового научного решения.
• Тема - отражает характерные черты проблемы. Тема исследования выбирается с
учетом актуальности и недостаточной проработанности конкретной заявленной
проблемы. При этом именно тема является визитной карточкой исследования. Она
должна отражать процесс движения от известного к новому.
Исследовательская деятельность
Цель Уяснение сущности явления, истины, открытие новых закономерностей
Основа Выдвижение гипотезы и теории, их экспериментальная и теоретическая проверка
Этапы •Формулирование проблемы;
•Постановка цели и конкретных задач;
•Определение объекта и предмета исследования;
•Выбор метода проведения исследования;
•Описание процесса исследования;
•Обсуждение результатов исследования;
•Формулирование выводов и оценка полученных результатов
Сущность Процесс выработки новых знаний, истинное творчество
Проектная деятельность
Цель Реализация проектного замысла
Основа Выдвижение гипотезы необязательно.
Проекты без исследований: творческие, социальные, информационные
Этапы •Определение тематического поля и темы проекты, постановка цели проекта, выбор;
•Обсуждение вариантов исследования, сбор и изучение информации, составление плана, распределение обязанностей;
•Выполнение запланированных технологических операций, внесение необходимых изменений;
•Подготовка и защита презентаций;
•Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта
Сущность Замысел, план, творчество по плану
О проекте
Проект - реалистический замысел о желаемом будущем (от лат. - выдвинутый вперед).
Проект - это буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта.
Проект - это специально организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый обучаемыми комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.
Практико-ориентированный проект:
Нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства Форма конечного продукта при этом разнообразна – от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.
Исследовательский проект:
По структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы,
постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социол. опрос.
Информационный проект:
Направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в том числе в сети Интернет.
Творческий проект:
Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.
Ролевой проект:
Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?
|