Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Материалы МО

Протокол № 2 МО учителей начальных классов 2014 - 15 уч. г.
[ Скачать с сервера (73.5 Kb) · Скачать удаленно (194 kb) ] 10.08.2015, 15:33

Протокол № 2

совместного заседания методического объединения учителей начальных классов и работников дошкольных образовательных учреждений Лахденпохского муниципального района

от  14 октября 2014 года.

Присутствует – 16 учителей и 14 воспитателей ДОУ, психолог Шаталова Т.А., логопеды Мяки Н.Г., Санталайнен А.В., Стародубцева Л.Н.

Форма проведения – круглый стол

Тема: Преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГОС.

Заслушали:

Билявская Н.В. – руководитель МО учителей начальных классов МКОУ «Лахденпохская СОШ» выступление с использованием  презентации

       «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком». Л. С. Выготский

   По определению Д. Б. Эльконина, «дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Он считал, что дети 3 – 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве.

 Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

  (Р. А. Должикова, Г. М. Федосимов «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», М, 2008)

Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы.

Главное предназначение ФГОС и ФГТ - формулировка и обеспечение устанавливаемых на федеральном уровне системы трех взаимосвязанных требований:

  • к результатам
  •  структуре
  •  условиям реализации основных образовательных программ.

Важным условием реализации основной образовательной программы является вопрос формирования универсальных учебных действий у младших школьников как основы умения учиться.

Задача ФГОС – учить детей самостоятельно учиться

В дошкольном возрасте формируются предпосылки универсальных учебных действий.

Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению.

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
                                                   Доктор психологических наук Леонид Абрамович Венгер

Учителя должны внимательно познакомиться с формами и методами работы в ДОУ, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям.

Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой на позитив. Все зависит от того, насколько ребенок был психологически подготовлен к школе.

Психологическая готовность - это такое состояние ребенка, которое позволяет ему овладевать новыми знаниями, принимать новые требования и чувствовать себя успешным в общении с учителями и одноклассниками.

Психологическая готовность включает в себя

  • Личностно-социальную готовность
  • Интеллектуальную готовность
  • Мотивационную готовность
  • Эмоционально - волевую готовность.

Недостаточная психологическая готовность чаще всего возникает по следующим причинам:

  • В дошкольном детстве ребенок мало играл и общался со сверстниками;
  • Имел маленький запас знаний об окружающем мире, не был заинтересованными и любопытными;
  • Был тревожным и имел низкую самооценку;
  • Присутствовали логопедические проблемы, которые не удалось решить к началу школьного обучения;
  • Не любил игры и занятия, требующие сосредоточения и умения доводить дело до конца.

Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами ДОУ и школы.

Организация работы по преемственности

  • Методическая работа с педагогами
  • Работа с родителями
  • Работа с детьми

Формы осуществления преемственности:

  1. Работа с детьми:
  • экскурсии в школу;
  • посещение школьного музея;
  • знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
  • участие в  совместной образовательной деятельности, игровых программах;
  • выставки рисунков и поделок;
  • встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада;
  • совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
  • участие в театрализованной деятельности;
  • посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе.

2) Работа с педагогами:

  • совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
  •  семинары, мастер- классы;
  • круглые столы педагогов ДОУ и  учителей школы;
  •  проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
  •  взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
  •  открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
  •  педагогические и психологические наблюдения.

3) Работа с родителями:

  • совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
  •  круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
  •  консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями;
  •  дни открытых дверей;
  •  анкетирование, тестирование родителей;
  •  образовательно - игровые тренинги и практикумы для родителей
  •  визуальные средства общения;
  • заседания родительских клубов

Ожидаемые результаты:

портрет выпускника детского сада

  • Деятельный и активный
  • Креативный
  • Любознательный
  • Инициативный
  • Открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый
  • Положительное отношение к себе, уверенность в своих силах
  • Чувство собственного достоинства

Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.

     Марченко И.В. – учитель 1 а класса: дала полную характеристику класса, уровень подготовки первоклассников к школе. (Характеристика 1а класса прилагается)

      Кондукторова С.А. – учитель 1б класса рассказала об уровне готовности учащихся 1 б класса к обучению в школе. (Характеристика 1б класса прилагается)

          Ферапонтова О.И. - учитель 1в класса рассказала об уровне готовности учащихся 1 в класса к обучению в школе. (Характеристика 1в класса прилагается)

        Лысенко Н.И. -  учитель 1г класса рассказала об уровне готовности учащихся 1г класса к обучению в школе. (Характеристика 1г класса прилагается).

Все учителя первых классов отметили, что большинство ребят посетили лагерь для будущих первоклассников «Будущий первоклассник» в июне 2014 г.  Большинство первоклассников посещают группу продлённого дня. Много ребят с серьёзными заболеваниями, что необходимо учитывать в работе.

    Лапытько Г.Э. – социальный педагог познакомила с социальными паспортами первых классов. Классы небольшие, примерно половина учащихся являются малообеспеченными. Увеличилось количество многодетных семей: 1г – 9 семей. Молодые семьи живут в съёмном жилье: 1а – 4 семьи.

     Куйкина Т.А. – зам директора по УВР: Традиционно в начале октября была проведена диагностика первоклассников с целью выявления уровня готовности к обучению в школе, уровня адаптации первоклассников. Диагностика проводилась по следующим методикам:

«Рисунок  человека» Ф.Гуденаф

для исследования общего уровня умственного развития ребенка

Средний балл по классам

Максимальное количество баллов - 26.

Таким образом,  учащиеся показали уровень прохождения теста – выше среднего.

«Графический диктант» предложил Д.Б.Эльконин

для исследования умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.

Средний балл по классам

Максимальное количество баллов - 16.

Таким образом, учащиеся показали уровень прохождения теста – выше среднего, а учащиеся  1г класса – высокий.

Методика  «Образец и правило»

направлена на выявление уровня организации действий, умения руководствоваться системой условий задачи, преодолевая влияние посторонних факторов.

Средний балл по классам

 

Максимальное количество баллов – 12.

Таким образом,  учащиеся показали уровень прохождения теста – выше среднего.

методика  «Первая буква»

направлена на выявление умения выделять согласный звук в начале слова (без учета его твердости/мягкости). При этом ребенок  должен удерживать поставленную задачу: ориентироваться на начальный звук слова, и на значение слова.

Максимальное количество баллов – 5. В целом, учащиеся выше среднего справились с заданием, но из всех предложенных методик, эта оказалась наиболее трудной.

Куйкина Т.А. представила сводные таблицы по классам. (Приложение)

Высокий уровень показали учащиеся 1 г класса – 16 учеников.

5 – ая методика - анкетирование родителей (Приложение)

Исходя из результатов диагностики, можно сделать выводы, что у большинства первоклассников сформированы предпосылки универсальных учебных действий. Поблагодарила воспитателей за хорошую подготовку ребят к школе.

Мяки Н.Г. – логопед ЛСОШ: По результатам обследования, проведённого в период работы лагеря «Будущий первоклассник» и со 2 по12 сентября 2014 года выявлено, что в занятиях с логопедом по результатам РП МПК нуждаются 5 обучающихся первых классов: 1в – 1, 1г – 4.

29 человек имеют нечёткую дикцию, нарушения звукопроизношения, не влияющие на освоение письма и чтения: 1а – 9 уч., 1б – 7 уч., 1в – 10 уч., 1г – 8 уч.

В контроле формирования письменной речи нуждаются 15 уч.: 1а- 4 ч., 1б – 3 ч., 1в – 2 ч., 1г – 6 ч.Детям будет оказываться коррекционная помощь. (Справка логопеда прилагается)

Шаталова Т.А. – психолог ДОУ «Радуга»: Адаптация первоклассников может длиться до года. Грамотная речь стала большой проблемой по всей стране. Приятно слышать благодарность воспитателям за хорошую подготовку к школе. Традиционные заседания стали приносить свои плоды.

Санталайнен А.В. – логопед  ДОУ «Радуга»: К сожалению, недостаточно занятий с ребятами, имеющими проблемы в формировании речи. Группа ОВЗ – 1 раз в неделю. 1 логопед может заниматься с 12 ребятами, количество речевиков гораздо больше. Родители недооценивают проблемы развития речи, не занимаются с ребятами, даже если им даны рекомендации логопеда.

Воробьёва Л.Н. – воспитатель ДОУ «Алёнушка»: Объяснили родителям целесообразность работы в подготовительной группе по рабочим тетрадям «Школа 2100». Как результат, ребята хорошо справились с проведённой диагностикой.

Решение:

  1. Провести практикум по формированию предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников.
  2. Разработать практические упражнения по развитию артикуляции.
  3. Создать рабочую группу по координации работы по преемственности между дошкольным и начальным звеном обучения.
  4. Согласно Программе по преемственности провести диагностику будущих первоклассников в марте 2015 года.

                      Руководитель МО:                                           Н.В. Билявская                              

                          Секретарь:                                            Л.Н. Танаева

Категория: Материалы МО | Добавил: PROFESSIONAL | Теги: адаптация первоклассников, преемственность ДОУ - начальная шко
Просмотров: 1743 | Загрузок: 327 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: