Главная » Файлы » Методические темы |
[ · Скачать удаленно (2,8 mb) ] | 16.07.2015, 08:55 |
МКОУ «Лахденпохская СОШ»
2014 г. - выступление на межрайонном семинаре учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, "Организация работы с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья" Автор: Белкова Любовь Арвовна, учитель коррекционного 7\8\9 класса учащихся с ограниченными возможностями здоровья (VIII вида)
Инновационные методы и приемы, используемые на уроках в малокомплектном классе с детьми с ОВЗ. Работа в малокомплектном классе для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по программе 8 вида требует от учителя более тщательной подготовки и правильной организации учебной работы. Особенность моего класса в том, что он не только разновозрастной (учатся дети от 12 до 18 лет), но и обучаются по программам разных лет обучения (2 учащихся по программе 7 класса, 1 – по программе 8 класса и 5 – по программе 9 класса). Эффективность обучения и исправления недостатков развития детей с ОВЗ во многом зависит от применения специфических приемов обучения. При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в учебно-воспитательном процессе. Поскольку на одном уроке необходимо донести до учащихся материал сразу трех тем, причем, каждый ученик должен полноценно работать весь урок, возник вопрос, как это сделать. Я пришла к выводу, что помогут карточки. Собрав по крупицам материал из разных источников, стала использовать на уроках различные виды карточек. Во время объяснения учителем новой темы учащимся одного класса, ученики других классов работают с карточками-помощниками. По возможности обучения учащиеся с ОВЗ делятся на 4 группы: (1 группа - успешно овладевают программным материалом, 2 группа - испытывают некоторые трудности, 3 группа - более инертны, нужна большая помощь, 4 группа - овладевают программным материалом на самом низком уровне). В связи с этим учащиеся нуждаются в дифференцированном подходе в процессе обучения. Дифференциация обучения и индивидуальный подход реализуются учителем в использовании карточек разной степени трудности, возможности при необходимости пользоваться памятками, алгоритмами, карточками-консультациями, опорными схемами, индивидуальной помощи учителя, что позволяет включить в активное учебное поведение каждого ученика. Остановимся на некоторых из них.
Наиболее широко используются во время самостоятельных работ. Как правило, в зависимости от возможностей детей варьируются объем задания, степень его сложности и различные виды помощи. Самостоятельная работа может быть предложена школьникам в одном варианте, но составлена так, что первыми идут задания, доступные всем, а последующие постепенно усложняются. Существует и другой способ осуществления дифференцированного подхода к выполнению самостоятельной работы – некоторые учащиеся во время выполнения работы обращаются за помощью к опорным схемам, алгоритмам, образцам выполнения заданий и т.д. Самостоятельная работа может быть предложена и в нескольких вариантах (но тема одна и та же), в которых будет: - неодинаковое количество заданий, - различная структура (одни – с образцом выполнения задания, другие со справочным материалом и т.д.) 2) Алгоритмы (приложение 2). Под алгоритмом обычно понимают точное предписание о выполнении в определенной последовательности элементарных операций для решения любой из задач, принадлежащих данному типу. Основные черты, характеризующие алгоритм: указания однозначно определяют характер и условия каждого действия; с помощью алгоритма может быть выполнено не одно задание, а целый ряд подобных заданий; используя алгоритм, можно всегда прийти к правильному результату. Умение формулировать и применять алгоритмы важно не только для развития мышления и умений; оно означает также и умение формулировать правила и выполнять их. Алгоритмы могут быть разноуровневыми для разных групп учащихся по возможностям обучения. 3) Карточки – консультации (приложение 3). Используются в работе с учащимися 4 группы (по возможности обучения). Это карточки с краткой записью или иллюстрацией задачи, с пропущенными числами, словесными указаниями, содержащими программу действий, то есть задание с элементами помощи. Если учащийся не умеет читать, то педагог читает ему задачу, упражнение и т.д., разбирает совместно с ним задание и далее ученик работает самостоятельно. 4) Карточки – тренинги (приложение 4) позволяют развивать у учащихся логическое мышление, речь; воспитывать положительную мотивацию учения; формировать умения сравнивать, обобщать, исключать лишнее; способствуют снижению уровня тревожности и формированию адекватной оценки. Учащиеся получают индивидуальный листок - тренинг, который содержит вопрос и три ответа. Учащиеся могут работать как индивидуально, так и в парах. Работа в парах: в поиске правильного решения ученики учатся делать выбор и отстаивать свою точку зрения, учатся слушать и слышать друг друга. Работая самостоятельно, каждый учащийся имеет возможность рассмотреть все три ответа, сравнить их, и, наконец, сделать самостоятельный выбор. Педагог отслеживает результаты работы каждого ученика индивидуально, делает выводы о том, на каком уровне учащиеся овладели умениями и знаниями, научились логически мыслить и самостоятельно принимать решение. После совместного обсуждения педагог озвучивает правильные ответы. 5) В условиях малокомплектного класса очень важно научить детей обнаруживать допущенную ошибку самостоятельно, без помощи учителя. Существуют такие приемы, как самопроверка и взаимопроверка (приложение 5). Но дети с ОВЗ не всегда видят свои или чужие ошибки. Здесь также на помощь придут карточки. Учащимся предлагаются задания для самостоятельной работы и группа ответов, среди которых есть правильный. Если задание выполнено неверно, т.е. ответ не совпадает с одним из ответов, то ученик снова решает и делает это до тех пор, пока не получит правильного ответа. Второй вариант, это когда на карточке записывается серия примеров и возможные ответы к ним. Учащийся, который считает только с помощью калькулятора, также принимает участие во взаимопроверке. Он может проверить работу товарища с помощью калькулятора или карточки с правильными ответами. На уроках чтения эффективно использовать приемы, направленные на формирование сознательности чтения (приложение 6): 1) тесты и контрольные задания («Ответь «да» или «нет», «Ответь одним словом», «Выбери правильно») 2) коллективное составление опор для пересказа; 3) упражнение «Расставь опоры в нужном порядке»; 4) пересказ «цепочкой»; 5) пересказ стихотворения; 6) рисунки-опоры. Приемы, направленные на формирование беглости чтения: 1) упражнение «Найди в тексте» (найти местоимения, словосочетания и др.); 2) карточки «Блиц-контроль»; 3) упражнение «Кто больше запомнит»; 4) прием «Титры»; 5) прием «Распределение». Приемы, направленные на формирование правильности чтения: 1) фиксирование ошибок; 2) карточки «Блиц-контроль»; 3) прием «Инсерт» (метод активного чтения); 4) прием «Буксир» (Учитель и учащиеся начинают читать одновременно. Учитель читает вслух, учащиеся - «про себя». Затем учитель замолкает, а учащиеся начинают читать вслух). Приемы, направленные на формирование выразительности чтения: 1) работа над партитурой стихотворения; 2) инсценирование; 3) ролевое чтение; 4) использование аудиозаписи. Приемы, направленные на коррекцию и развитие мыслительных процессов: 1) упражнение «Расположение понятий от более частных к более общим»; 2) упражнение «Выделение существенных признаков»; 3) упражнение «Нахождение обобщающих понятий»; 4) прием «Установление причинно-следственных связей»; 5) прием «Оживи предмет»; 6) упражнение «Нахождение слов-синонимов»; 7) упражнение «Слова-ассоциации на тему…»; 8) упражнение «Восстановление пропущенных слов»; 9) упражнение «Устойчивые словосочетания»; 10) упражнение «Синонимические ряды»; 11) упражнение «Найди выход!»; 12) упражнение «Составь свои ассоциаграммы» (нарисуй снежинку и на ее лучах запиши, что ты представляешь, когда слышишь слово «зима»). Также на уроках чтения можно использовать карточки для самостоятельной работы (приложение 7): пока учитель работает над темой урока с одним классом, учащиеся других классов в это время читают и работают с данными карточками. Для каждого ребенка необходимо подбирать посильные упражнения, чтобы он мог побыть в ситуации успеха. Ребенок должен быть уверен, что способен что-то сделать самостоятельно и хорошо. И тогда у него развивается чувство собственной значимости, что благоприятно сказывается на усвоении материала. Приложения 1 - 7 см. в закачке | |
Просмотров: 5448 | Загрузок: 767 | Комментарии: 2 | |
Всего комментариев: 2 | |||
| |||