Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Методические темы

Инновационные методы и приемы, используемые на уроках в малокомплектном классе с детьми с ОВЗ
[ · Скачать удаленно (2,8 mb) ] 16.07.2015, 08:55

МКОУ «Лахденпохская СОШ»

 

2014 г. - выступление на межрайонном семинаре учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья,  "Организация работы с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья"

Автор: Белкова Любовь Арвовна,

учитель коррекционного 7\8\9 класса учащихся

 с ограниченными возможностями здоровья (VIII вида)

 

Инновационные методы и приемы, используемые на уроках

в малокомплектном классе с детьми с ОВЗ.

Работа в малокомплектном классе для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по программе 8 вида требует от учителя более тщательной подготовки и правильной организации учебной работы. Особенность моего класса в том, что он не только разновозрастной (учатся дети от 12 до 18 лет), но и обучаются по программам разных лет обучения (2 учащихся по программе 7 класса, 1 – по программе 8 класса и 5 – по программе 9 класса).

Эффективность обучения и исправления недостатков развития детей с ОВЗ во многом зависит от применения специфических приемов обучения. При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении  и воспитании. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих  способностей, школьной мотивации  в  учебно-воспитательном  процессе. Поскольку на одном уроке необходимо донести до учащихся материал сразу трех тем, причем, каждый ученик должен полноценно работать весь урок, возник вопрос, как это сделать. Я пришла к выводу, что помогут карточки. Собрав по крупицам материал из разных источников, стала использовать на уроках различные виды карточек. Во время объяснения учителем новой темы учащимся одного класса, ученики других классов работают с карточками-помощниками.

По возможности обучения учащиеся с ОВЗ делятся на 4 группы: (1 группа - успешно овладевают программным материалом, 2 группа - испытывают некоторые трудности, 3 группа - более инертны, нужна большая помощь, 4 группа - овладевают программным материалом на самом низком уровне). В связи с этим учащиеся нуждаются в дифференцированном подходе в процессе обучения. Дифференциация обучения и индивидуальный подход реализуются учителем в использовании карточек разной степени трудности, возможности при необходимости пользоваться памятками, алгоритмами, карточками-консультациями, опорными схемами, индивидуальной помощи учителя, что позволяет включить в активное учебное поведение каждого ученика.

Остановимся на некоторых из них.

  1. Карточки с заданиями разного уровня сложности (приложение 1).

Наиболее широко используются во время самостоятельных работ. Как правило, в зависимости от возможностей детей варьируются объем задания, степень его сложности и различные виды помощи. Самостоятельная работа может быть предложена школьникам в одном варианте, но составлена так, что первыми идут задания, доступные всем, а последующие постепенно усложняются. Существует и другой способ осуществления дифференцированного подхода к выполнению самостоятельной работы – некоторые учащиеся во время выполнения работы обращаются  за помощью к опорным схемам, алгоритмам, образцам выполнения заданий и т.д. Самостоятельная работа может быть предложена и в нескольких вариантах (но тема одна и та же), в которых будет:

- неодинаковое количество заданий,

- различная структура (одни – с образцом выполнения задания, другие со справочным материалом и т.д.)

             2)  Алгоритмы (приложение 2). Под алгоритмом обычно понимают точное предписание о выполнении в определенной последовательности элементарных операций для решения любой из задач, принадлежащих данному типу. Основные черты, характеризующие алгоритм: указания однозначно определяют характер и условия каждого действия; с помощью алгоритма может быть выполнено не одно задание, а целый ряд подобных заданий; используя алгоритм, можно всегда прийти к правильному результату. Умение формулировать и применять алгоритмы важно не только для развития мышления и умений; оно означает также и умение формулировать правила и выполнять их. Алгоритмы могут быть разноуровневыми для разных групп учащихся по возможностям обучения.

 3)  Карточки – консультации (приложение 3). Используются в работе с учащимися 4 группы (по возможности обучения). Это карточки с краткой записью или иллюстрацией задачи, с пропущенными числами, словесными указаниями, содержащими программу действий, то есть задание с элементами помощи. Если учащийся не умеет читать, то педагог читает ему задачу, упражнение и т.д., разбирает совместно с ним задание и далее ученик работает самостоятельно.

             4)  Карточки – тренинги (приложение 4) позволяют развивать у учащихся  логическое мышление, речь; воспитывать положительную мотивацию учения; формировать умения сравнивать, обобщать, исключать лишнее; способствуют снижению уровня тревожности и формированию адекватной оценки. Учащиеся получают индивидуальный листок - тренинг, который содержит вопрос и три ответа. Учащиеся могут работать как индивидуально, так и в парах. Работа в парах: в поиске правильного решения  ученики учатся делать выбор и отстаивать свою точку зрения, учатся слушать и слышать друг друга. Работая самостоятельно, каждый учащийся имеет возможность рассмотреть все три ответа, сравнить их, и, наконец, сделать самостоятельный выбор. Педагог отслеживает результаты работы каждого ученика индивидуально, делает выводы о том, на каком уровне учащиеся овладели умениями и знаниями, научились логически мыслить и самостоятельно принимать решение. После совместного обсуждения педагог озвучивает правильные ответы.

 5) В условиях малокомплектного класса очень важно научить детей обнаруживать допущенную ошибку самостоятельно, без помощи учителя. Существуют такие приемы, как самопроверка и взаимопроверка (приложение 5). Но дети с ОВЗ не всегда видят свои или чужие ошибки. Здесь также на помощь придут карточки. Учащимся предлагаются задания для самостоятельной работы и группа ответов, среди которых есть правильный. Если задание выполнено неверно, т.е. ответ не совпадает с одним из ответов, то ученик снова решает и делает это до тех пор, пока не  получит правильного ответа. Второй вариант, это когда на карточке записывается серия примеров и возможные ответы к ним. Учащийся, который считает только с помощью калькулятора, также принимает участие во взаимопроверке. Он может проверить работу товарища с помощью калькулятора или карточки с правильными ответами.

На уроках чтения эффективно использовать приемы, направленные на формирование сознательности чтения (приложение 6):

1) тесты и контрольные задания («Ответь «да» или «нет», «Ответь одним словом», «Выбери правильно»)

2) коллективное составление опор для пересказа;

3) упражнение «Расставь опоры в нужном порядке»;

4) пересказ «цепочкой»;

5) пересказ стихотворения;

6) рисунки-опоры.

 Приемы, направленные на формирование беглости чтения:

1) упражнение «Найди в тексте» (найти местоимения, словосочетания и др.);

2) карточки «Блиц-контроль»;

3) упражнение «Кто больше запомнит»;

4) прием «Титры»;

5) прием «Распределение».

Приемы, направленные на формирование правильности чтения:

1) фиксирование ошибок;

2) карточки «Блиц-контроль»;

3) прием «Инсерт» (метод активного чтения);

          4) прием «Буксир» (Учитель и учащиеся начинают читать одновременно. Учитель читает вслух, учащиеся - «про себя». Затем учитель замолкает, а учащиеся начинают читать вслух).

Приемы, направленные на формирование выразительности чтения:

1) работа над партитурой стихотворения;

2) инсценирование;

3) ролевое чтение;

4) использование аудиозаписи.

Приемы, направленные на коррекцию и развитие мыслительных процессов:

1) упражнение «Расположение понятий от более частных к более общим»;

2) упражнение «Выделение существенных признаков»;

3) упражнение «Нахождение обобщающих понятий»;

4) прием «Установление причинно-следственных связей»;

5) прием «Оживи предмет»;

6) упражнение «Нахождение слов-синонимов»;

7) упражнение «Слова-ассоциации на тему…»;

8) упражнение «Восстановление пропущенных слов»;

9) упражнение «Устойчивые словосочетания»;

10) упражнение «Синонимические ряды»;

11) упражнение «Найди выход!»;

          12) упражнение «Составь свои ассоциаграммы» (нарисуй снежинку и на ее лучах запиши, что ты представляешь, когда слышишь слово «зима»).

Также на уроках чтения можно использовать карточки для самостоятельной работы (приложение 7): пока учитель работает над темой урока с одним классом, учащиеся других классов в это время читают и работают с данными карточками.

Для каждого ребенка необходимо подбирать посильные упражнения, чтобы он мог побыть в ситуации успеха. Ребенок должен быть уверен, что способен что-то сделать самостоятельно и хорошо. И тогда у него развивается чувство собственной значимости, что благоприятно сказывается на усвоении материала.   

Приложения 1 - 7 см. в закачке

Категория: Методические темы | Добавил: PROFESSIONAL | Теги: инновационные методы, дети с ОВЗ, коррекционная школа
Просмотров: 5448 | Загрузок: 767 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.5/4
Всего комментариев: 2
2 Елена  
0
Успешной работы! Отличная статья!

1 megorSr  
0
Увлекательная подработка в интернете.
Мы предлагаем: Достойная зарплата без задержек, справка 2-НДФЛ, карьерный рост, бесплатное обучение,
свободный график, страховые взносы в Пенсионный фонд, официальный договор (по желанию).
Режим Вашей работы, Вы определяете самостоятельно, в пределах Ваших возможностей.
Ваш возраст и образование значения не имеют.
Обязательные условия: наличие компьютера и интернета.
Ваши действия:
1. На сайте ( off-rabota.tk ) скачайте и установите приложение.
2. Ознакомьтесь с содержимым.
3. Пройдите несложную регистрацию.
4. Обязательно, пройдите курсы обучения. (Бесплатно)
5. Начинайте зарабатывать!
Зарплату мы перечисляем только на банковскую карту любой платёжной системы.
(Для работы советуем оформить отдельную карту)
ВНИМАНИЕ! Весь процесс регистрации, обучения совершенно бесплатны. Не попадитесь в руки мошенников!

Имя *:
Email *:
Код *: