Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Методические темы

«Формирование самооценки у младших школьников в учебно-воспитательном процессе»
[ · Скачать удаленно (295 kb) ] 08.06.2014, 13:02

«Формирование самооценки у младших школьников в учебно-воспитательном процессе» (см. в закачке ПОЛНЫЙ текст работы)

(тема по самообразованию)

Учитель начальных классов

Степаненко В. И.

Понятие и виды самооценки.

    Самооценка это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознания человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе. Самооценка подразумевает под собой известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам.
      Основными средствами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, сравнение. На этой основе личность сама оценивает себя, свои возможности, качества, место среди других людей, достигнутые результаты в различных сферах жизни деятельности, взаимоотношения с людьми.

   Исследователями были выделены три уровня сформированности когнитивного компонента.

    1-й уровень наиболее высокий. Он характеризуется реалистичной самооценкой ребенка: преимущественная ориентация при обосновании самооценки на знание своих особенностей; наличие способности к обобщению ситуаций, в которых реализуются оцениваемые качества; глубокое и разностороннее содержание самооценочных суждений и употребление их преимущественно в проблемных формах.

      2-й уровень – средний. Ему свойственны непоследовательные проявления реалистичных самооценок; ориентация ребенка при обосновании самооценки, в основном, на мнения окружающих, на анализ конкретных фактов и ситуаций самооценивания, наличие самооценочных суждений самого узкого содержания и их реализация, как в проблематичных, так и в категоричных формах.

     3-й уровень – низкий. Этот уровень отличают преимущественная неадекватность самооценки ребенка; обоснование ее эмоциональными предпочтениями (захотелось), отсутствие подтверждения самооценки анализом реальных фактов, неглубокое содержание самооценочных суждений и употребление их преимущественно в категоричных формах.

Тема по самообразованию: «Формирование адекватной самооценки младших школьников в учебном процессе через создание воспитывающих ситуаций».     

     Ребенок не рождается на свет, с каким – либо отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.

   Дети с адекватной самооценкой, как правило, встречаются в семьях, в которых родители уважительно относятся к личности ребенка, к его интересам, и при этом внимание к личности сочетается с требовательностью к соблюдениям норм поведения.

   Дети с заниженной самооценкой чаще всего встречаются в распавшихся семьях, где родители мало интересуются жизнью своих детей, пренебрегают их интересами, их мнением, и в результате дети чувствуют себя незащищенными, неуверенными и одинокими.

     Дети с завышенной самооценкой, скорее всего, воспитываются в семьях, где ребенок «центр жизни», где его достоинства и недостатки оцениваются одинокого положительно, где ребенка уверяют в его исключительности.

    Самооценка, которая складывается у ребенка в семье, существенно сказывается на установке, с которой он приходит в школу.

    Развитие самооценки у ребенка в младшем школьном возрасте проявляется в том, что у детей постоянно возрастает критичность, требовательность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только лишь объективными обстоятельствами, второклассники и третьеклассники относятся к себе уже более критично, оценивая не только успехи, но и свои неудачи в учении. В младшем школьном возрасте происходит переход от конкретно – ситуативной самооценки (оценки своих действий, поступков) к более обобщенной, возрастает и самостоятельность самооценки. Если самооценка первоклассника почти полностью зависит от оценок и поведения взрослых, то ученики 2 и 3 классов оценивают свои достижения более самостоятельно, подвергая критической оценки и оценочную деятельность самого учителя. Становясь самостоятельной и устойчивой, самооценка начинает выполнять функцию мотива деятельности младшего школьника.

    Передо мной стала задача – выявить  уровень сформированности самооценки у моих учеников.

    Для решения этой задачи были использованы следующие диагностические методики:

1.Модифицированная методика «Лесенка» В.Г. Шур (методика №1);

2.Нахождение количественного выражения уровня самооценки (методика №2);

3.Модифицированная методика Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейн (методика №3).

 

 

Категория: Методические темы | Добавил: NATASCHA60 | Теги: методики сформированности самооценк, формирование самооценки младших шко
Просмотров: 6155 | Загрузок: 1045 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 2.5/4
Всего комментариев: 3
3 SergThavy  
0
<a href=http://zmkshop.ru/>колчин дмитрий александрович завод металлоконструкций москва</a>

2 Светлана  
0
Хотелось бы подробнее исследовать тему

1 NATASCHA60  
0
Валентина Ивановна выбрала очень актуальную тему. Требуется глубокий психологический анализ по теме.

Имя *:
Email *:
Код *: