Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Методические темы

«Формирование познавательных УУД на уроках математики в начальной школе» Кондукторова С.А.
[ Скачать с сервера (44.5 Kb) ] 25.06.2014, 11:35

Отчёт по теме самообразования

учителя начальных классов

МКОУ «Лахденпохская СОШ»

 Кондукторовой С.А.

«Формирование познавательных УУД на уроках математики в начальной школе»

В начальной школе предмет “Математика” является основой развития у учащихся познавательных универсальных учебных действий.

 Этот предмет является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символические, а также таких, как планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, перевод с одного языка на другой, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков. Особое значение имеет математика для формирования общего приёма решения задач как универсального учебного действия.

Поэтому главной задачей работы на уроках математики ставлю  формирование познавательных УУД:

- через знакомство с методами изучения окружающего мира, которое происходит через наблюдение, сравнение, измерение, моделирование и способами представления информации

- формирование на доступном уровне умений работать с информацией (в текстах, рисунках, схемах, в моделях, таблицах, диаграммах);

- формирование навыков самостоятельной, индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждение информации и самооценки.

Практически ставлю цель: разработать  систему  заданий по математике, формирующих  познавательные    УУД   для повышения качества образования.

Этапы  моей работы  по формированию  познавательных  УУД в начальной школе

                 Задачи

 1.   Теоретический

     (2012 -2013 уч. год)

изучить теоретические и практические основы формирования универсальных учебных действий на уроках  в начальной школе

     2.   Подготовительный

          (2013-2014 уч. год)

проанализировать задания учебника «Моя математика», обеспечивающие развитие познавательных УУД младших школьников.

 подобрать психологические диагностики

 (1- 4 классы) по оценке уровня  сформированности  познавательных  УУД.

провести  предварительную диагностику по определению уровня математических способностей учащихся (1 класс)

      3.   Практический

           (2014 – 2017 г.г.)

 разработать  систему заданий                    (1- 4 классы), формирующих познавательные УУД на уроках математики.

 составить  педагогические диагностики (1- 4 классы) по  оценке   уровня  сформированности    познавательных   УУД

       4.   Контрольно – оценочный

          (по окончанию учебного года)

выявить  уровень  сформированности  познавательных УУД.

Познавательные УУД :

общеучебные,  логические, знаково – символические,  постановка и решение проблемы.

В настоящее время я работаю по образовательной системе «Школа 2100». Это система соответствует требованиям ФГОС. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так, естественно, и с одноклассниками; умение и готовность вести диалог, искать решение, оказывать поддержку друг другу. Поэтому организацию учебной деятельности своих учащихся я строю на основе системно - деятельностного подхода и делаю опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:

- проблемно - диалогическую технологию;

- технологию мини - исследования;

-технологию организации проектной  деятельности;

- технологию оценивания учебных успехов учащихся, т.е. их образовательных достижений.

 На уроках изучения нового материала больше всего я опираюсь на программы-учебники (включающие интерактивные, мультимедийные курсы),  видеоуроки, справочники, энциклопедии. Считаю, что активное использование в учебном процессе ИКТ повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогащать учебный процесс, разнообразить его, повышает мотивацию учения, стимулирует познавательный интерес учащихся, и, конечно же, увеличивает эффективность самостоятельной работы.

Уроки конкретизации. Позволяют учащимся отрабатывать новый способ действия, их провожу в форме уроков-путешествий, тематических экскурсий, уроков - практикумов и групповых форм работы. Помимо традиционной работы с учебником, применяю элементы игры: отгадывание ребусов, решение кроссвордов. На мой взгляд, это позволяет учащимся развивать диалогическую и монологическую речи. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно, игровую. Поэтому, на мой взгляд, игровая технология – самая актуальная при работе с учащимися 1 и 2 классов.

В целях дифференцированного подхода к обучению я предлагаю своим учащимся разноуровневые задания, а также задания, учитывающие разную скорость выполнения заданий учащимися. Обязательным считаю применение современных образовательных технологий, в том числе здоровьесберегающих. На каждом уроке я использую физминутки, психологические тренинги, электронные зарядки для глаз, дыхательную гимнастику. Это способствует лучшему восприятию материала на математике.

Уроки рефлексии  позволяют ребенку самому оценивать свой уровень понимания сконструированного понятия.  Я использую приём самопроверки, впоследствии все допущенные ошибки анализируются.

Уроки контроля, позволяющие увидеть продвижение учащихся в учебном материале, провожу с помощью, как традиционных методов, так и нетрадиционных, в виде тематических игр. (Математическая карусель, Кенгуру-математика для всех).

Результатом своей работы считаю положительную динамику в формировании познавательных действий у моих детей: действие - исследование, поиск и отбор необходимой информации, ее структурирование, моделирование изучаемого содержания, логические действия и способы решения задач. Все это подтверждается:

I.                    В урочной деятельности (у учащихся сформирована система математических знаний и умений, о чем свидетельствуют результаты самостоятельных, проверочных и контрольных работ).

II.           Во внеурочной деятельности:

Участие учеников в интеллектуальных конкурсах, олимпиады по математике, блиц-турнирах.

III.       Рост мотивации у учащихся к учебной деятельности: В этом году, по сравнению с прошлым годом, повысилась мотивация к учебной деятельности у многих учащихся.

Я пришла к выводу, что, используя современные технологии и методы обучения, смогу сформировать у обучающихся  познавательные УУД.

 

 

Категория: Методические темы | Добавил: NATASCHA60 | Теги: формирование познавательных УУД, тема самообразования
Просмотров: 9069 | Загрузок: 882 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: