«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий
средствами УМК «Перспектива» (см. полный текст в закачке)
(тема по самообразованию)
Учитель начальных классов
Никифорова Людмила Валерьевна
При организации учебного процесса по УМК «ПЕРСПЕКТИВА» (я работаю по этой системе) у ребенка одновременно формируются и совершенствуются все виды УУД.
В рамках обучения большую роль приобретает коммуникативная деятельность учителя при взаимодействии с учащимися. Коммуникация обеспечивает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некой общности: установление контактов, кооперацию (организацию и осуществление общей деятельности), а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнёра. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнёра по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
В своей работе стараюсь создать условия для продуктивной коммуникации между учениками и между учениками и учителем.
Приёмы формирования коммуникативных УУД
• Давать учащимся время на обдумывание их ответов.
• Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.
• Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации).
• Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет.
• Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.
• Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников.
• Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.
Видами коммуникативных действий являются:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
• управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Можно без преувеличения сказать, что основные виды коммуникативных, в т.ч. речевых действий, в силу своего действительно универсального, т.е. максимально-обобщённого, характера по УМК «ПЕРСПЕКТИВА», естественным образом распространяются на все учебные предметы и, особенно, на внеурочную деятельность.
Для диагностики коммуникации, предполагающей рефлексию усваиваемого содержания образования и собственного развития как субъекта деятельности предлагаю такие виды заданий:
• составь задание партнёру;
• отзыв на работу товарища;
• групповая работа по составлению кроссворда;
• “отгадай, о ком говорим”;
• диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи).
При этом очень важно, чтобы на уроках каждый ребёнок имел возможность высказать своё мнение, зная, что это мнение примут.
Выстраивая отношения, можно выделить некоторые правила диалога:
– любое мнение ценно;
– ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания;
– повернись так, чтобы видеть лицо говорящего;
– хочешь говорить – подними руку;
– дай возможность другому высказывать своё мнение, а себе – понять его;
– обращение начинается с имени;
– критика должна быть тактичной;
– голос – твой божественный дар, умей им владеть.
Планирую провести диагностику уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий по следующим методикам.
«Левая и правая стороны» (Пиаже, 1997), «Братья и сестры» (Пиаже, 1997), «Ваза с яблоками» (модифицированная проба Ж.Пиаже; Флейвелл, 1967), Методика «Кто прав?» (модифицированная методика Цукерман Г.А. [1992) и др. (Дано описание методик)
|